09.12.2025 12:57
В мире

Крупнейшее коррупционное дело в истории Непала передано в суд

Текст:  Олег Кирьянов
Антикоррупционная комиссия Непала направила в Специальный суд обвинительное заключение по делу о нарушениях при строительстве международного аэропорта в Покхаре. Согласно данным издания "Катманду Пост", подсудимыми проходят 5 бывших министров, 10 экс-секретарей и 40 высокопоставленных чиновников правительства. Всего обвинения выдвинуты против 55 человек и одной строительной компании.
/ Cui Nan/China News Service/VCG via Reuters Connect
Читать на сайте RG.RU

Сумма ущерба, по оценке следствия, превышает 74 миллиона долларов. Комиссия требует взыскать с каждого ответчика более 8 миллиардов непальских рупий. Это крупнейшее по финансовому объему дело в истории Специального суда Непала, рассматривающего коррупционные преступления.

По данным следствия, стоимость проекта сознательно завышали, меняя утвержденные сметы, чтобы обеспечить незаконные выплаты подрядчику. В центре расследования находится китайская компания "Чайна Си-Эй-Эм-Си Инжениринг" (China CAMC Engineering), возводившая аэропорт на условиях "строительства под ключ".

Жена экс-президента Южной Кореи призналась в получении брендовых сумок от шамана

Следователи утверждают, что компания с самого начала стремилась обеспечить себе преимущество, а ряд непальских чиновников оказал ей содействие. В обвинительном заключении говорится, что группа лиц действовала с корыстным умыслом, неправомерно пересматривала оценки стоимости и оформляла завышенные платежи.

История проекта уходит в прошлое почти на 50 лет. Площадку под строительство выбрали еще в семидесятых годах прошлого века. Однако слабость экономики, политический кризис и гражданская война многократно откладывали начало строительства. После окончания маоистского конфликта жители Покхары вновь потребовали построить аэропорт.

В 2009 году правительство одобрило строительство, но оно было остановлено из-за скандала вокруг тайного соглашения министра финансов Непала Барши Мана Пуна с представителями китайской компании. Документ, подписанный за закрытыми дверями, предполагал содействие компании в получении контракта. После того как этот факт стал известен в парламенте, сделка была отменена, однако проект не пропал. После протестов на улицах Покхары министром был объявлен новый тендер.

В 2012 году предложенная стоимость оказалась намного выше, чем ожидало правительство. Самая низкая цена от китайского подрядчика составляла более 300 миллионов долларов при том, что государственные эксперты оценивали проект примерно в 170 миллионов долларов. Контракт был утвержден по новой цене в 215 миллионов долларов.

Строительство началось в 2017 году с использованием китайского кредита. Позднее стоимость вновь выросла за счет налога и пересчета смет. По данным следствия, общие выплаты подрядчику достигли 224 миллионов долларов. Из них более 70 миллионов были перечислены на основании завышенных и неправомерно утвержденных оценок.

В числе обвиняемых - бывшие министры туризма Пост Бахадур Богати, Бхим Прасад Ачарья, Рам Кумар Шреста и Дипак Чандра Аматия, бывший министр финансов Рам Шаран Махат, а также бывшие руководители профильных ведомств, советники и сотрудники министерств. По версии следствия, чиновники создали консультативные группы без законного основания и использовали их заключения для оправдания повышения стоимости. Отдельные эксперты и профессора, привлекавшиеся для оценки проекта, признали, что готовили отчеты в условиях нехватки времени и без доступа к документам, однако именно их выводы стали формальным основанием для пересмотра смет.

Аэропорт в итоге открылся в январе 2023 года. Предполагалось, что он станет воздушными воротами к маршруту вокруг Аннапурны - одной из главных треккинговых точек мира. Однако регулярные международные рейсы до сих пор там не стартовали, несмотря на масштабные инвестиции и высокий статус объекта.

Наблюдатели отмечают, что скандал вокруг Покхары вписывается в более широкую картину. В декабре 2024 года Специальный суд уже вынес приговор 11 обвиняемым по другому делу о коррупции - закупке двух самолетов Airbus A330 для непальских авиалиний. Эксперты связывают регулярные аварии и слабость инфраструктуры в авиации Непала с коррупцией, непрозрачными контрактами и строительством объектов без должных исследований и мер безопасности.

Антикоррупционная комиссия в настоящий момент ведет еще три параллельных расследования, связанных с проектом Покхары. Судебные процедуры только начинаются, и финальные решения предстоит вынести суду. Но уже сейчас расследование называют самым масштабным в истории Непала.

В Непале двухлетнюю девочку признали живой богиней
Непал