В настоящее время большая часть российской промышленности так или иначе сфокусировалась на оборонных нуждах. Рост затрат по всем статьям и бесконечная зарплатная гонка в борьбе за рабочий персонал делает себестоимость товаров все больше, а прибыль все меньше. В таких условиях по многим товарам Китай становится если не единственным, то ключевым партнером. Товары ежедневного спроса, бытовую технику, автомобили, станки, промышленное оборудование, кроме как в Китае, сейчас не то что невыгодно - невозможно купить. При этом китайская экономика работает не только с экстремально высокой производственной скоростью, молниеносной адаптивностью, но и с низкой себестоимостью. Если раньше результаты достигались за счет низкого качества продукции и дешевой рабочей силы, то сейчас это происходит уже за счет успешной стратегической игры на постепенное выживание и выдавливание западных конкурентов на глобальном рынке. Один российский завод, производящий насосы для России и СНГ, и такой же завод в Китае, работающий на весь мир, будут иметь кардинально разные показатели себестоимости.
Российский малый и средний бизнес всегда славился живучестью, но вот ресурсов на строительство своего производства ему часто не хватало, да и стопроцентную загрузку он редко когда себе обеспечивал. Поэтому для нашего частного предпринимателя из сегмента МСП, который придумал товар, нашел новую нишу или рынок сбыта на родине, Китай останется надежным производственным партнером.
К сожалению, сотрудничество с Китаем для наших предпринимателей скорее извилистая дорога с ухабами, нежели прямая и ровная автотрасса. Здесь приходится сталкиваться с рядом сложностей.
Так, существует проблема с оборотным капиталом. Если раньше китайские партнеры могли работать с отсрочкой платежей, то сейчас, кроме как с предоплатой, никакой отгрузки не будет - бизнесу нужно дополнительно искать недешевые деньги в условиях все еще высокой ключевой ставки.
Есть серьезная проблема с платежами. Финансовая реальность сегодня такова, что платеж до Китая может идти от одной до трех недель, а не два-три дня, как раньше. Вдобавок транзакция может просто затеряться по дороге в сложной цепочке промежуточных финансовых агентов, которые лавируют, обходя западные санкции против России.
Непростая ситуация с логистикой и сроками. Раньше товар до России мог доезжать со всеми логистическими и таможенными квестами примерно за месяц, а то и быстрее. Сейчас этот срок увеличился в два-три раза. Ко всему прочему добавилась изрядная доля неопределенности. Вдруг товар застрянет в промежуточной стране - если его нельзя экспортировать напрямую? Вдруг зависнет на таможенном контроле из-за не совсем правильно заполненных документов?
И наконец, существуют проблемы с разницей деловых культур. Весь опыт сотрудничества с Китаем говорит: доверяй, но проверяй. Градус бизнес-бдительности должен быть на порядок выше привычного для российских предпринимателей. Одна партия товара может приехать хорошего качества, в целости и сохранности, а вторая уже может быть с браком, плохо упакованной, что приводит к серьезным издержкам по компенсации этих недочетов. Обязательно нужно самим ездить в Китай, иметь надежных посредников, быть готовым к сложным и неудобным переговорам даже после того, как уже все, казалось бы, договорено.
Необходимость протаптывания новых торговых и бизнес-путей "на китайской стороне" уже настолько очевидна, что не требует отдельной пропаганды и агитации. Никто не будет за вас вести информационный поиск, бизнес-разведку, устанавливать отношения с китайскими партнерами. Однако обратите внимание, какой мощный стратегический разворот был осуществлен действиями российских властей. Политический климат взаимодействия наших держав как никогда хорош. Тут царит вовсе не похолодание, а какая-то тропическая весна. Введение "безвиза" после визита президента РФ Владимира Путина на саммит ШОС - огромный подарок всем нам, не только бизнесменам. В Китае к представителям России и российского бизнеса относятся тепло и внимательно. Самое время съездить в Поднебесную за новыми деловыми возможностями.
Что в сухом остатке? Оценка перспектив ведения бизнеса с китайскими партнерами и на китайском направлении для российского МСП сейчас находится в диапазоне от "крайне желательно" до "неизбежно". Динамичному современному частному бизнесу необходимо преодолеть некоторую инертность и привязанность к устоявшимся деловым маршрутам и развернуть стратегию своего развития на Восток. Легко не будет: китайские партнеры действуют прагматично и жестко, российские власти обеспечивают только верхнеуровневое прикрытие деловых операций с Китаем. Однако частный бизнес - это не социально уязвимая категория населения, требующая особой поддержки и опеки. Это самые энергичные, рискованные и целеустремленные люди. Именно для них шансы поймать удачу на китайском направлении особенно велики.