09.12.2025 03:00
СЗФО

Что тормозит развитие санитарной авиации в регионах СЗФО

Проблема Что тормозит развитие санитарной авиации в регионах СЗФО
Текст:  Марина Ледяева (СЗФО)
Российская газета - Экономика Северо-Запада: №280 (9819)
В Минздраве РФ подвели предварительные итоги работы по развитию санитарной авиации в регионах в 2025 году. Два представителя Северо-Запада - Псковская и Новгородская области - оказались в списке 18 территорий с высоким риском невыполнения нужного числа вылетов. Достижение этого результата предусмотрено федеральным проектом "Совершенствование экстренной медицинской помощи". Регионы, где отмечаются проблемы с крылатыми скорыми, ссылаются на нехватку средств, новой техники и посадочных площадок.
В отдаленных районах санитарная авиация зачастую - единственный вариант для спасения жизни пациента. / Максим Киселев/ТАСС
Читать на сайте RG.RU

Санитарная авиация используется для срочной эвакуации пациентов из отдаленных и труднодоступных местностей в больницы. Эта служба особенно нужна северным регионам. Так, всероссийским лидером по ее использованию считается Архангельская область, где с начала года совершено уже более 800 медицинских вылетов. Но и регионам с более мягким климатом без таких перевозок не обойтись, если дорог и мостов там мало, а рек много.

На Псковщине до 2017 года воздушной помощи не было целых 25 лет - ее возродили благодаря федеральной программе. В текущем году санавиацию региона передали территориальному Центру медицины катастроф. Но его штатная численность недостаточна, а деятельность не подкреплена финансово, отмечают авторы областной программы развития этой службы до 2030 года.

В Карелии, как и в других дотационных субъектах СЗФО, сетуют на то, что приходится увеличивать региональное финансирование санитарных рейсов: сейчас оно почти достигло 60 процентов. Другая беда - недостаток вертолетных площадок класса "день - ночь". С той же проблемой столкнулись в Республике Коми: в Койгородском районе нет таких объектов, которые бы отвечали требованиям Росавиации. Есть просто две точки, куда вертушка теоретически может сесть, но в распутицу и темное время суток это становится невозможным.

- В ряде случаев авиакомпании из-за недофинансирования со стороны региональных бюджетов не в состоянии в полной мере выполнять свои обязательства по перевозкам пациентов, - отметил зампредседателя профильного комитета СФ Сахамин Афанасьев на круглом столе по теме. - Это создает риски для выполнения услуг по оказанию экстренной медицинской помощи. Развитие санавиации в регионах также сдерживает малое количество или отсутствие посадочных площадок рядом с лечебными учреждениями. Из-за этого полеты могут выполняться только в дневное время и при благоприятных погодных условиях. Здесь требуется помощь муниципальных властей.

Найти интересную работу, услышать Север и сесть за штурвал вертолета помогают нацпроекты

Федеральный проект, по которому регионы получают субсидии на такие работы, значительно улучшил ситуацию. Число санитарных рейсов растет во многих субъектах РФ. Но некоторые вопросы быстро не решить даже при наличии финансов.

В первую очередь это все, что связано с авиапарком. Сейчас пациентов эвакуируют в основном на вертолетах. Такой техники хватает - в России ее производят достаточно. Однако летный час вертушки обходится слишком дорого. Выходом могли бы стать легкомоторные самолеты, но их массовый выпуск не налажен.

- Эксплуатация таких летательных аппаратов в пять-семь раз дешевле, чем вертолетов, - утверждает генеральный конструктор авиапредприятия Сергей Есаян. - Летный час вертолета Ми-8 стоит 350 тысяч рублей и более, а легкомоторного самолета Т-101 - 64 тысячи. Совсем маленький самолет для перевозки одного больного или медикаментов обойдется в 14 тысяч рублей за час. Конечно, полностью заменить вертолеты нельзя - они могут садиться там, где самолеты не приземлятся. Но использовать легкомоторную авиацию как дополнительную в целях экономии бюджетных средств вполне возможно. Тем более что для посадки ей тоже не нужна полноценная полоса - достаточно обычного поля или кусочка дороги.

Легкомоторные самолеты могут заменить вертолеты для нужд санавиации

Необходимо организовать массовое производство таких воздушных судов, считает председатель правления Ассоциации малых авиационных предприятий Сергей Детенышев. По его данным, сейчас этого вида транспорта в России практически нет - по всей стране летает не более полусотни легких самолетов.

- Чтобы обеспечить массовость, надо в каждой деревне создать по маленькому аэродромчику. Но жестких обременений для них быть не должно, иначе они превратятся в мини-Шереметьево по стоимости эксплуатации. Легкомоторные самолеты вместимостью до девяти человек подойдут для перевозки больных, например, от деревни до райцентра или доставки медикаментов. Они позволят снизить себестоимость услуг санавиации и сделать их доступными даже без бюджетного финансирования, - полагает Сергей Детенышев.

Инженеры Сибири модернизировали легендарный Ан-2

Но производить легкомоторную технику в больших количествах можно будет только после принятия законопроекта, который снимет административные барьеры в области малой авиации, считает представитель отрасли. Сейчас его направили в Госдуму.

По мнению сенатора Жанны Чепрановой, развивать санитарную авиацию нужно с учетом особенностей каждой территории. Например, в компактных регионах с развитой сетью автодорог использовать вертолеты чаще всего нецелесообразно - дешевле и проще перевозить пациентов на машинах. В итоге субъекты не могут освоить федеральные средства, выделенные на медицинские авиарейсы, и их приходится возвращать. Между тем эти деньги можно было бы направить на другие, более подходящие способы эвакуации больных.

При этом у нас до сих пор нет нормативной базы, регламентирующей работу санавиации, подчеркнула Жанна Чепранова. Все предложения регионов и экспертов обещают учесть при разработке документов по развитию таких перевозок.

ЦИФРА

13,5 тысячи вылетов санавиации выполнено с начала 2025 года в рамках федерального проекта. Эвакуировано свыше 18,5 тысячи пациентов

СЗФО Архангельская область Псковская область Новгородская область Карелия