09.12.2025 13:26
В мире

В Южной Корее происходит конфликт между правящей партии и судебной системой

Текст:  Олег Кирьянов
Южнокорейская политика вступила в фазу открытого противостояния между правящей Демократической партией "Тобуро" и судебной системой. Поводом стали два законопроекта, которые партия продвигает в Национальном собрании: создание специального суда для дел о "мятеже" и введение нового понятия и наказаний за "искажения закона" судьями и прокурорами. Судьи называют инициативы потенциально неконституционными и опасными для независимости правосудия. Демократы же уверены, что реформы необходимы, особенно после прошлогодней попытки введения военного положения экс-президентом Юн Сок Елем и последующего судебного процесса.
/ iStock
Читать на сайте RG.RU

Демократическая партия "Тобуро" продвигает два центральных закона. Первый предполагает создание специального суда по делам о мятеже. Он должен рассматривать дела, связанные с прошлогодней попыткой введения экс-президентом Юн Сок Елем военного положения. В партии утверждают, что такие дела имеют "высокую общественную значимость" и должны быть рассмотрены быстро и централизованно.

Второй закон вводит новую норму - возможность наказывать судей и прокуроров за умышленное "искажение правовых принципов и фактов". В партии уверены, что такая норма поможет "предотвратить злоупотребления судебной властью".

Судейское сообщество негативно реагирует на все эти инициативы, видя в них прямую угрозу. В отношении спецсуда говорится, что нельзя создавать "суды под заказ", так как это чревато необъективным подходом, а все можно решать через нормально функционирующую обычную систему.

Что касается наказаний судей за "искажение закона", то тут есть определенное логическое противоречие. В настоящий момент именно суд и судьи являются финальной инстанцией разрешения споров и трактовки всех законов. Если же кто-то говорит, что суд/судья "исказил закон", то получается, что кто-то изначально знает "правильную трактовку" и "правильное решение", хотя это задача, повторимся, именно судей. Неясно, кто может иметь и может ли иметь вообще "абсолютно правильное мнение". Как понять: исказил закон судья или принял решение, исходя из своих знаний и принципов в спорных вопросах?

Несмотря на все эти доводы, инициатива правящей партии с большой долей вероятности может быть одобрена, так как она имеет уверенное большинство в парламенте, а президентом является ее представитель - Ли Чжэ Мён, который уже неоднократно призывал искоренить до самого корня все силы, которые были замешаны в попытке введения военного положения.

Ли Чжэ Мён обратился к нации в годовщину попытки введения военного положения

В этой связи судьи тоже действуют решительно, стремясь достучаться до общественного мнения и говоря об опасности для принципов демократии и независимости судебной власти.

5 декабря на ежегодном совещании руководителей судов в Верховном суде прозвучали крайне жесткие оценки. В официальном заявлении, принятом по итогам встречи говорится: "Мы признаем важность процессов, связанных с военным положением, и высокий интерес общества. Но новые законопроекты с большой вероятностью являются неконституционными. Они подрывают нейтральность судов и доверие общества". Главным аргументом стало право на справедливый суд. По мнению судей, попытка политического вмешательства в судебный процесс - опасный прецедент.

8 декабря состоялась Национальная конференция представителей судей - собрание 126 избранных делегатов от судов всех уровней. Совещание длилось шесть часов и завершилось голосованием: 50 делегатов из 79 присутствовавших поддержали официальное заявление. Судьи подчеркивают, что не выступают против реформ вообще.

Их позиция формулируется так: "Изменения должны проводиться осторожно, с учетом мнения судебной системы и ожиданий граждан. Сегодняшние проекты несут серьезные риски неконституционности и требуют широкой дискуссии".

Экс-президенту Южной Кореи Юн Сок Ёлю предъявлены дополнительные обвинения

Среди условий, которые судейское сообщество считает необходимыми: участие судей в обсуждении реформ; прозрачность процедур назначения судей Верховного суда; исключение давления со стороны политической конъюнктуры и общественных настроений.

Глава Верховного суда Чо Хи Дэ выступил с предупреждением: "Реформы должны проводиться осторожно, на основании экспертных оценок. Неправильная реформа способна нанести прямой и необратимый вред гражданам". Он отказался отвечать на вопросы депутатов о текущих судебных процессах, сославшись на Конституцию: "Если судья должен давать показания из-за процесса, это вмешательство в право на справедливое разбирательство".

Правящая партия же пока настроена решительно. Она уже провела оба законопроекта через профильный парламентский комитет. Оппозиция заседание бойкотировала, но это не помешало демократам продвинуть документы дальше. Политическая цель сформулирована максимально прямо: завершить расследование попытки мятежа и добиться "справедливости". Представители партии повторяют: "Эти реформы позволят полностью завершить расследование мятежа и исключить злоупотребления судей и прокуроров".

Правящая партия воспринимает реформу как политическое продолжение борьбы после попытки Юн Сок Ёля ввести военное положение 3 декабря прошлого года. Демократы представляют изменения как "историческую необходимость" и обещают избирателям "полное окончание мятежа".

Оппозиционная партия "Сила народа" обвиняет демократов в том, что партия формирует политический нарратив, отвлекает внимание от экономики и социальных проблем и пытается поставить судебную власть под контроль.

Суть конфликта проста: Демократическая партия хочет изменить систему, чтобы суды работали быстрее и строже в делах о мятеже. Судейское сообщество видит в этом угрозу независимости суда и разделению власти. Ситуация развивается публично, каждая из сторон заявляет, что защищает права граждан, но понимает это по-разному.

В ближайшие недели Верховный суд проведет публичные слушания. Если парламент примет законы до конца года, дело почти наверняка перейдет в Конституционный суд, который уже даст итоговую оценку новым инициативам.

Южная Корея