Андрей Михайлович, сегодня вы от лица компании "Норникель" подписали соглашение с Федеральным агентством по делам национальностей России и Ассоциацией коренных малочисленных народов Крайнего Севера и Дальнего Востока. О чем это соглашение?
Андрей Грачев: Это соглашение - продолжение той политики, которую планомерно и последовательно проводит компания. Оно определяет принципы социальной поддержки коренных малочисленных народов.
Это своего рода библия, прописывающая основные принципы нашего взаимодействия и взаимопонимания.
Подписание соглашения - это новая веха на пути государственно-частного партнерства.
Почему работа с коренными народами важна для "Норникеля"? Изменился ли как-то подход к этой теме за последнее время?
Андрей Грачев: Мы работаем на тех территориях, где живут и трудятся представители коренных малочисленных народов. Принципы социальной ответственности компании предполагают, что мы должны поддерживать их.
Мы воплощаем ряд совместных проектов, которые не являются исключительно материальными. Например, "Школа общественной дипломатии" - этот проект мы реализуем вместе с ФАДН и МГИМО.
Там молодые ребята из числа коренных народов изучают язык, нормы поведения на международных симпозиумах, чтобы достойно выглядеть на международной арене, доносить до мировой общественности правду о том, как на самом деле обстоят дела в России с коренными малочисленными народами.
Еще один вопрос из области устойчивого развития, который активно обсуждается на форуме - экология арктических территорий. "Норникель" уже внес существенный вклад в улучшение экологической обстановки, запустив "Серную программу". Как она продвигается?
Андрей Грачев: Все идет по плану. 250 миллиардов рублей израсходовано на реализацию этого проекта, и у нас нет сомнений в том, что к концу года мы дадим результаты, которые в свое время обозначили.
Компания не ограничивается "Серным проектом". Четыре года назад мы инициировали проект "Чистый Норильск" по масштабной очистке территории.
Было создано подразделение численностью более 900 человек, закуплено свыше 120 единиц техники для уборки всего города, и уже очищена территория, равная двум княжествам Монако.
Развитие производства должно идти рука об руку с экологическими мероприятиями, которые создают комфортную среду и отражают принципы устойчивого развития.
Термин, недавно появившийся в публичном поле, - социальная архитектура. Как вы определяете для себя это явление?
Андрей Грачев: Примером социальной архитектуры может служить реновация Норильска. Основной тезис - всё для людей.
Социальный архитектор выезжает на территорию, изучает ее потребности, составляет план, проводит опрос общественного мнения, чтобы выяснить, подходит ли его план людям, и только после этого реализует его.
По такой же схеме мы действуем в случае с коренными малочисленными народами Севера: провели этнологическую экспертизу, изучили потребности населения, составили программу, согласовали ее с КМНС - у нас получилась уже по-настоящему народная программа. После этого мы заключили соглашение, изменили структуру Заполярного филиала компании - ввели, в частности, подразделение по делам КМНС, создали координационный совет и пригласили в него представителей коренных народов.
Вот это и называется социальной архитектурой. Это комплекс мер для улучшения жизни людей на территории и для ее устойчивого развития с учетом среды обитания.
Создание комфортных условий для жизни - важный фактор удержания и привлечения людей в Арктику. Арктические города и поселки должны стать современными и удобными, не уступающими качеством жизни "на материке". Утверждение перечня опорных населенных пунктов, мастер-планов и долгосрочных комплексных планов социально-экономического развития стало важным шагом на пути формирования точек роста арктических территорий и пространственного развития страны.
Масштабная работа по мастер-планированию началась в 2023 году по поручению президента России. Мы же начали заниматься этой проблемой гораздо раньше. Наши наработки стали фундаментом намеченных планов.
У "Норникеля" богатый опыт разработки мастер-планов арктических населенных пунктов. Созданы "Агентство развития Норильска" и "Агентство развития Мончегорска". На площадках Агентств происходят общественные обсуждения мастер-планов и разработка проектов благоустройства городов, которые учитывают предложения и пожелания горожан. Потому что долгосрочные планы развития могут быть успешными только тогда, когда в их реализацию включаются жители.
По такому же принципу был сформирован Комплексный план социально-экономического развития города Норильска, который с 2021 года "Норникель" реализует совместно с правительством России и Красноярским краем.
В этом году Россия выпустила "Арктическое досье", первый национальный доклад о вкладе России в восстановление экосистем Арктики. В нем существенная часть отведена проектам "Норникеля" по сохранению хрупких арктических экосистем. Как вы оцениваете эту работу и насколько важно проводить такую систематизацию опыта взаимодействия государства и частного бизнеса в Арктике?
Андрей Грачев: Наша страна имеет уникальный опыт и эффективное законодательство в области охраны окружающей среды и восстановления экосистем. Есть лесной, водный и земельный кодексы, законодательство об особо охраняемых природных территориях, есть национальные проекты "Экология", "Экологическое благополучие". Все это формирует иерархию правовых норм, которые обеспечивают, с одной стороны, предотвращение ущерба, с другой - активное восстановление нарушенных экосистем.
На базе комиссии Общественной палаты России по экологии и устойчивому развитию действует Национальный комитет. Одним из ключевых инструментов его деятельности можно считать тематические национальные досье - признанный международный формат работы. Первый такой документ - это как раз "Арктическое досье".
Оно подготовлено с участием регионов Арктической зоны РФ, трех федеральных министерств, представителей крупного бизнеса, в том числе нашей компании, коренных малочисленных народов Севера, научного сообщества. Здесь комплексно представлен вклад России в восстановление арктических экосистем, в том числе ликвидация накопленного экологического вреда, развитие сети особо охраняемых территорий Арктики, внедрение экологической реставрации в условиях вечной мерзлоты.
Позже получили развитие новые проекты - например, досье по озеру Байкал, по Москве. Но, повторюсь, "Арктическое досье" было первым. И это тоже яркий пример плодотворного взаимодействия государства и крупного бизнеса, которому небезразлична судьба территории, где он развивается.
В Петербурге открылся Арктический форум