В год 80-летия Победы в Великой Отечественной войне все мы с особой гордостью вспоминаем, какой огромный вклад внесла Куйбышевская область в общую победу. Полмиллиона человек ушли на фронт, почти половина из них не вернулись с войны.
Сотни тысяч куйбышевцев ковали победу в тылу, трудились на заводах и предприятиях. И самый яркий символ Великой Победы - это легендарный самолет-штурмовик ИЛ-2, настоящая легенда Великой Отечественной войны.
"В годы войны в Куйбышеве была объявлена трудовая мобилизация, - рассказывает заведующий музеем истории завода "Авиакор" Александр Чиков. - Над выпуском Ил-2 рабочие трудились по 12 часов в сутки. Мужчин не хватало, поэтому к станкам вставали женщины, подростки от 14 лет. У станков стояли учащиеся всех техникумов, училищ, как парни, так и девушки. Работали даже артисты местных театров. Все выполняли норму. Ночевали прямо в цехах, спали на трубах теплотрасс, а потом вставали - и снова за работу".
Ил-2 называли "летающим танком" или "бетонным самолетом" из-за уникального сочетания мощной брони, защищавшей экипаж и двигатель, и огромной огневой мощи, позволявшей эффективно уничтожать наземные цели, особенно танки.
Именно Куйбышев внес решающий вклад в выпуск легендарных самолетов. Осенью 1941 года в город на Волге был эвакуирован Авиационный завод № 1 из Москвы и Авиационный завод № 18 из Воронежа. На то, чтобы перевезти заводы за тысячи километров, установить оборудование и начать выпуск штурмовиков, понадобилось около полутора месяцев.
И ровно 84 года назад, 10 декабря 1941 года, на Безымянке рабочие Авиазавода № 18 во главе с директором Матвеем Шенкманом собрали первый самолет Ил-2, который был поднят в небо. Это стало важным событием для судьбы нашего региона и всей страны, во многом определившим ход Второй мировой войны.
Выпуск ИЛ-2 в годы войны стал самым массовым в истории авиастроения. Всего в СССР было изготовлено почти 36 тысяч самолетов ИЛ-2, из них более 28 тысяч - в Куйбышеве.
Авиационный завод № 18 (ныне - завод "Авиакор") изготовил - более 15 тысяч самолетов ИЛ-2. Авиационный завод № 1 (ныне - завод "Прогресс") - более 13 тысяч машин.
Чтобы увековечить память об этом важном событии, в 2021 году, в год 80-летия первого выпуска ИЛ-2 в Куйбышеве, депутаты Самарской Губернской Думы внесли изменения в региональный закон и установили новую памятную дату - "10 декабря - День выпуска первого самолета ИЛ-2 в Куйбышеве".
Председатель Самарской Губернской Думы Геннадий Котельников считает: "Жители Самарского края вписали немало славных страниц в историю страны. Мы помним и гордимся боевыми и трудовыми подвигами наших земляков, ведь наша сила всегда была и остается в людях, в их великой национальной гордости и патриотизме. Чтобы увековечить подвиг заводчан, депутаты Самарской Губернской Думы четыре года назад законодательно закрепили памятную дату - День выпуска первого самолета ИЛ-2 в Куйбышеве. Наша задача - сделать все, чтобы каждый житель региона знал и гордился памятными страницами нашей истории".