В 96% входят не только традиционные базовые материалы, но и значительная часть ранее импортозависимой номенклатуры, говорит секретарь Комиссии по стройматериалам Общественного совета при Минстрое Антон Солон.
По его словам, за последние годы в России фактически полностью локализовано производство цемента, бетона, кирпича, железобетонных изделий, арматуры, значительной части теплоизоляции, сухих строительных смесей, кабельно-проводниковой продукции, труб и фитингов, запорной арматуры и части строительной химии. Именно эти позиции и дали основной эффект по снижению импортозависимости в массовом сегменте.
Импортозамещение стало возможным за счет расширения мощностей российских производителей в сегментах цемента, сухих смесей, плитных материалов, металлических конструкций и теплоизоляции, считает к.э.н., доцент кафедры логистики Финуниверситета при правительстве Наталия Левошич. Эти категории сейчас закрываются отечественными компаниями практически полностью, что фиксируют отраслевые балансы производства и потребления.
Максимально активно импортозамещаются такие массовые для строительства материалы, как кирпич, бетон, арматура, песок, щебень, трубы, металл, дерево, стекло, крупный, средний и мелкий инструмент, спецодежда, строительные вагончики, средства освещения, средства защиты, охранные системы, перечисляет к.э.н., доцент кафедры стратегического и инновационного развития Финуниверситета Михаил Хачатурян. То есть те факторы производства, которые составляют основу до 95-96% бизнес-процессов строительства. Производство стройматериалов и инструментов бурно растет. По данным Росстата, за 2025 год средний рост производства данных видов продукции составляет 45-50%.
"Основными драйверами импортозамещения стали долгосрочные инвестиции в новые мощности и модернизацию заводов, отраслевые планы Минпромторга по импортозамещению, меры господдержки (льготное финансирование, специальные инвестиционные контракты (СПИК), налоговые стимулы), а также передача и локализация активов ушедших иностранных компаний, что ускорило передачу технологий и запуск локальных линеек", - говорит Антон Солон.
Ключевыми факторами, по мнению Левошич, стали высокая загрузка существующих заводов, запуск новых линий (особенно в цементной и плитной промышленности), государственные меры поддержки капитальных вложений и замещение ушедших зарубежных брендов отечественными аналогами. В результате рынок перешел в режим почти полной автономности, а импорт сохранился лишь в нишевых позициях (специализированные полимеры, химические добавки, высокотехнологичная отделка), что и формирует остаточные 4%.
Высокая доля импорта сохраняется в высокотехнологичных инженерных системах, части премиальных отделочных материалов и специализированного оборудования для производства стройматериалов - в ряде ниш она по-прежнему достигает 60-100%, добавляет Антон Солон. Именно эти сегменты, по его мнению, сегодня являются приоритетом для дальнейшей промышленной политики и технологического суверенитета отрасли.
По словам Михаила Хачатуряна, на те 4%, в которых пока импорт заместить достаточно сложно, приходится крупная спецтехника (строительные краны, подъемные механизмы, автопогрузчики, грузовые автомобили), высокотехнологичное оборудование, премиальные и уникальные материалы (драгоценные и полудрагоценные камни для облицовки входных групп и холлов, интерьеров домов бизнес-класса и класса люкс).