11.12.2025 06:29
Происшествия

Безопасное пастбище оленей на Сахалине стало местом трагедии

Текст:  Елена Баева (Сахалинская область)
Российская газета - Экономика Дальнего Востока: №282 (9821)
В последнюю декаду ноября оленеводы севера Сахалинской области из общины "Аборигены" недосчитались дюжины телят. Как выяснилось позже, та же история произошла и в общине "Луньво" на юге Ногликского района. Едва ли не половину стада потеряла община "Юктэ".
Читать на сайте RG.RU

- Мы сначала не могли понять, что происходит. Важенки пасутся на самовыгуле. Они могут отсутствовать неделю, и это нормально. А тут вернулись без телят. Пастухи отправились на поиски и нашли только трупы. Когда выпал снег, появились следы, стало ясно, что следы эти - собачьи, - рассказывает председатель семейной родовой общины "Аборигены" Анжела Мувчик.

По ее словам, волков на острове нет, медведи залегли в спячку, а собаки живут на промбазах нефтегазовых промыслов на севере Сахалина. Оленеводы и нефтяники соседствуют давно, но инцидентов такого масштаба раньше не случалось. Похожий случай был в общине "Луньво" в прошлом году. Тогда собаки рыбацкого стана из соседнего Комрво загрызли молодого самца. В общине остались одни важенки и три теленка. Пастбище в Боатасине, где развернулась трагедия, находится в 17 километрах от села Вал, имеет хорошую кормовую базу и всегда считалось безопасным. Поэтому оленей с летних пастбищ перегоняли на зимовку в район Северного Боатасино.

По словам специалистов, олень - животное, подверженное стрессу, может упасть от одного укуса и стать легкой добычей для псов, которыми движет не голод, а охотничий инстинкт. Оленеводы встречались с нефтяниками, но к согласию не пришли. Буквально в мае в общине "Аборигены" радовались богатому отелу. За пять лет стадо выросло в 3,5 раза - до сорока животных. И вот все оленята погибли и с ними три взрослые особи. Материальный убыток еще не подсчитывали. Сейчас задача - дать делу ход.

В удаленных северных поселках неделями ждут разрешения на захоронение близких

- Оленей мы никогда не бросим. Для нас это не просто животные, а часть самобытной культуры народа уйльта, которых осталось 200 человек, - продолжает Анжела Мувчик.

Алексей Лиманзо, уполномоченный по правам КМНС в Сахалинской области, говорит, что о ситуации знают и держат ее на контроле.

- В двадцатых числах декабря планирую поездку на север Сахалина, где будем обсуждать и эту проблему. А пока мы разослали письма на имя руководителей нефтегазовых предприятий, промышленные базы которых расположены в районе пастбищ оленеводов. Предложили им навести порядок с поголовьем собак. Конечно, надеемся на работу правоохранительных органов. Соответствующие заявления туда направлены. •

Между тем

В начале декабря в Южно-Сахалинске состоялась конференция с участием представителей коренных малочисленных народов Севера (КМНС), правительства Сахалинской области и компании "Сахалинская Энергия". Участники обсудили ключевые направления очередного пятилетнего плана содействия развитию КМНС. Новый документ, пятый по счету, будет принят в декабре 2025 года. В нем несколько ключевых направлений, включая поддержку традиционной хозяйственной деятельности КМНС - рыболовства, морского зверобойного промысла и оленеводства.

Происшествия Сахалинская область