Андрей - греческое имя, означающее "мужественный", еврейское имя первого апостола неизвестно, что свидетельствует как минимум о его скромности. Она будет видна и в том, как Андрей с готовностью отдает пальму первенства не только учителям - сначала Иоанну Предтече, а потом Самому Иисусу, но и старшему брату.
Андрей и Петр - рыбаки, Петр женат, вероятно, поэтому, когда набожные братья услышали, что появился пророк Иоанн, предвещающий скорый приход Мессии, к Иоанну рванул Андрей. Такая духовная жажда обрести Бога, быть с Ним, решимость и готовность действовать - важные качества нашего апостола. Проведя с Иисусом день, слушая Его, Андрей возвращается к брату со словами: "Мы нашли Мессию, что значит Христос". Читаем дальше: проходя близ моря Галилейского, Иисус увидел братьев, закидывающих сети в море. "И сказал им Иисус: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним". Как созвучна эта горячая искренность, ориентированность не на материальное, земное, а на высшую правду русскому характеру. При этом и здесь видны твердая воля и решимость.
Эпизод из Евангелия от Иоанна, когда Иисус накормил пятью хлебами и двумя рыбами пять тысяч страждущих, позволяет разглядеть еще одну черту натуры Андрея. Приближалась иудейская Пасха, за Иисусом следует "множество народа, потому что видели чудеса, которые Он творил над больными". Обращаясь к апостолу Филиппу, Иисус спрашивает: "Где нам купить хлебов, чтобы их накормить?" Христос сказал это, испытывая Филиппа, "ибо Сам знал, что хотел сделать". Филипп отвечает: "Есть двести динариев, их хватит, чтобы купить хлеба, каждому понемногу". Находясь рядом с Христом, апостол Филипп все еще живет в нашем, обычном измерении. И тут, как сообщает евангелист Иоанн, к Христу подходит Андрей и говорит: "Здесь есть у одного мальчика пять хлебов ячменных и две рыбки; но что это для такого множества?" Смотрите, Андрей верит в могущество Сына Божьего, и при этом он тактичен в своей просьбе. Просьбе не за себя, за всех. Андрей никогда не говорит о себе, он всегда ходатай за других. Подобную скромность уместнее назвать смирением. Богословы считают: именно за смирение Иисус и позвал Андрея первым. То есть смирение перед своим Создателем - первое, что необходимо для ответа Бога на твой призыв.
Все. Дальше Евангелие упоминает Андрея лишь как одного из двенадцати посланников, послов Христа - так переводится с греческого "апостол". После Воскресения Спасителя и Его Вознесения на небо апостолы отправились проповедовать христианство другим народам, Андрей тоже.
Из источников III века известно: апостолу Андрею выпал жребий проповедовать во Фракии и Скифии. Значит, он проповедовал на берегах Черного моря. В результате анализа упоминаний Скифии у поэта Овидия, почти современника Андрея Первозванного, можно предположить, где она располагалась. По Овидию, это земли севернее Черного моря, от гор Кавказа, Меотиды (Азовское море) и реки Танаис (Дон) до реки Гипанис (Южный Буг) на западе, включая Крымский полуостров, а на севере до Скифских, или Рифейских, гор. По мнению ряда исследователей, словом "скифы" позднеантичные и ранневизантийские авторы могли обозначать и другие народы, обитавшие в Северном Причерноморье, то есть на бывших скифских землях. Понятно, что такие путешествия требовали отваги, силы, ума, способности поладить с аборигенами.
Древнерусские предания ("Повесть временных лет", начало XII века) сообщают о посещении Андреем земель, на которых впоследствии возник Киев, и даже прослеживают его путь до Новгорода и северных русских земель. И хотя эти легенды уже ни доказать, ни опровергнуть невозможно, укоренилось мнение: Андрей на Руси был. Горячие споры об этом не стихают до сих пор. Видно, велика жажда русских чувствовать себя причастными к смиренному, но мужественному, сильному, умному Андрею - заступнику за всех нуждающихся. Особое сочувствие у наших предков вызывала и его твердость веры: по преданию около 70 года первозванный апостол принял мученическую смерть, был распят на Х-образном кресте, который впоследствии назовут Андреевским.
Рост почитания апостола на Руси прослеживается с XI века, когда младший сын князя Ярослава Мудрого Всеволод Ярославич, получив в крещении имя Андрей, ставит в 1086 году в Киеве первый монастырь в честь апостола - Андреевский (Янчин) монастырь. В это время день памяти Андрея Первозванного вносят во все русские календари. С XII века начинает развиваться традиция сказаний об Андрее. Особое распространение они получают при Иване Грозном, когда было необходимо отстоять самостоятельность России в делах церковных.
Петр I, почитавший своим небесным покровителем не только апостола Петра, но и его брата, в честь Андрея Первозванного возводил храмы, назвал именем "крестителя земли Русской" главный орден Российской империи, а Андреевский флаг сделал символом Российского флота. С этим белоснежным полотнищем, на котором изображен голубой Андреевский крест, связаны не только победы Спиридова, Ушакова, Синявина, Нахимова, тысяч безвестных героев-моряков, но и поразительная история того, как Андреевский флаг спас юную демократию Америки.
1863 год. Еще свежи раны поражения России в Крымской войне 1853-1856 годов, где нам противостояла вся мощь Британской, Французской, Османской империй и Сардинского королевства, а впереди уже замаячила новая кровавая бойня. Поляки, подстрекаемые все той же воинственной сворой, подняв восстание, грозят восстановлением независимой Речи Посполитой "от моря до моря". Слово "море" в этой предвоенной риторике не случайно. Опасность того, что русский флот будет заперт врагом на Балтике, была вполне реальна.
В это время в далекой Америке идет кровопролитная Гражданская война Севера с Югом. Молодое государство, выбравшее в 1861 году в президенты ярого противника рабства Авраама Линкольна, на грани гибели. Причем и в этом сюжете не обошлось без "заклятых подружек" Англии и Франции. Британцы поставляли южанам оружие, французы вторглись в Мексику.
В военно-политическом словаре есть термин - "демонстрация флага". То бишь ненавязчивое напоминание оппонентам о своем присутствии и готовности действовать. В 1863 году Россия демонстрировала врагам флаг Андреевский. На двенадцати кораблях двух эскадр, которые в обстановке строжайшей секретности вышли из Балтики и, совершив заправку на ходу, причалили у берегов Нью-Йорка и Сан-Франциско. Операция, ставшая шедевром дипломатии, сопровождалась слухами о "тайном союзе России и США", намерении русских и северян изгнать французов из Мексики, а бриттам перерезать поставку хлопка с юга. Ни тем, ни другим это не понравилось: одно дело кровь чужих солдат на чужой войне, другое - твои солдаты, твои кровные фунты и франки. Воинственный пыл драчливой коалиции начал таять, что позволило северянам переломить ситуацию, выиграть Гражданскую войну, сохранить страну. А России утвердить свое положение на мировой арене.
Архивы хранят свидетельства искреннего ликования американцев, получивших в 1863 году поддержку из далекой России. За те девять месяцев, что Андреевские стяги реяли над американскими водами, не было ни одного мало-мальски значимого политика, кто бы не выразил свою благодарность русским. Еще выше был энтузиазм простых северян. Радушие, с которым относились к нашим морякам, поражало воображение. Когда они выходили на берег, их приветствовали криками: "Виват русский крест! Виват русские!" Особенно впечатлили наши мужественные моряки американок: газеты писали, что в моду вошли детали нашей морской формы, а русскими именами называли детишек. Бойкие репортеры даже утверждали, что русские имена получали и младенцы, родившиеся после отплытия наших морских красавцев к родным берегам. Не берусь судить, правда ли это, но вот то, что Андреевский флаг спас американскую государственность - непреложный факт. Жаль только, что его помним только мы с вами да архивы.
Автору можно написать на адрес: pisma-maria@mail.ru или ВКонтакте Марии Городовой.