13.12.2025 15:00
Экономика

Около 4% россиян заняты в связанных с электронной коммерцией сферах

Текст:  Елена Манукиян
Рынок электронной коммерции постоянно растет и генерирует новые рабочие места. Уже сегодня на него приходится около 4% созданных в стране рабочих мест, рассказала "РГ" доцент Финансового университета при Правительстве РФ Ольга Борисова. Это - люди самых разных профессий: менеджеры, курьеры, водители, работники склада, маркетологи, IT-специалисты, аналитики данных и другие специалисты.
Читать на сайте RG.RU

Всего в отрасли, по ее словам, работают более 3 млн человек, один млн из которых - продавцы маркетплейсов. Число курьеров составляет около 1,5 млн человек.

К концу 2023 года в распоряжении, например, Wildberries было более чем 32 тысяч пунктов выдачи заказов, Ozon - 17 тысяч, "Яндекс Маркета" - около 10 тысяч, отмечает аналитик Егор Зубакин. Для нормальной работы каждого пункта требуется два-три сотрудника. Простое умножение дает примерно 140-150 тысяч человек, говорит он. В том же 2023 году общая площадь складов трех крупнейших игроков - Wildberries, Ozon и "Яндекс Маркета" - составляла 5,1 млн квадратных метров, обратил он внимание. Сами маркетплейсы утверждают, что логистический комплекс площадью 100 тысяч квадратных метров требует до 5 тысяч работников. То есть всего на складах уже тогда было занято не менее 250-260 тысяч человек линейного персонала, добавил эксперт. Это комплектовщики, фасовщики, сортировщики. По словам Зубакина, ежегодно все это время количество вакансий в сфере электронной торговли увеличивалось на 20-25%.

Сегодня же ситуация меняется. В некоторых сегментах число резюме растет, а число вакансий снижается. Например, в профобласти "транспорт, логистика, перевозки" вакансий стало меньше на 29%, а резюме больше на 35%, говорит HR-директор службы доставки Dalli Евгений Корсаков. При этом спрос на IT-компетенции, цифровой маркетинг, управление операциями и аналитику остается устойчивым, отмечает основатель EW Club Ирина Поддубная. "По сути, e-commerce входит в фазу зрелости: отрасль по-прежнему создает рабочие места, но драйвером становится не расширение штата, а качество компетенций", - подчеркнула она.

Тем не менее привлекательность сектора не скудеет, и об этом красноречиво свидетельствуют зарплаты, добавляет эксперт Зубакин. Так, средняя оплата труда в инфраструктуре маркетплейсов, по данным "Авито", достигла 125 тысяч рублей в месяц - это на 22% больше, чем годом ранее, и почти в полтора раза выше среднероссийского показателя, который Росстат оценивает примерно в 84 тысячи рублей.

Российский ретейл просит ввести дополнительное регулирование маркетплейсов

Зарплаты в электронной коммерции на текущий момент конкурентоспособные, подтверждает Борисова. Например, специалист по маркетплейсам с опытом работы от 1 до 3 лет может претендовать на заработок в размере от 100 до 150 тысяч рублей, дата-аналитик с аналогичным опытом - от 130 до 220 тысяч рублей, специалист по логистике - от 80 до 140 тысяч рублей, курьер - от 60-140 тысяч рублей. С ростом стажа заработная плата по большинству вакансий растет на 20-25%, добавила эксперт.

Отрасли Бизнес Работа