С чего все началось
В феврале 2022 года Россия столкнулась с беспрецедентными по масштабу санкциями со стороны недружественных стран. По поручению правительства Минэкономразвития оперативно организовало сбор предложений ведомств, выступив, по сути, в качестве координатора антисанкционных регуляторных инициатив. Это позволило в кратчайшие сроки - к 8 марта 2022 года - утвердить закон № 46-ФЗ.
Этот закон наделил правительство временными полномочиями по принятию оперативных решений в различных сферах - от разрешительной деятельности до мер социальной поддержки на новых территориях. Первоначальная редакция закона включала около 80 контрсанкционных мер. В 2022 году в его исполнение было принято 47 правительственных актов и более 20 ведомственных приказов. На сегодняшний день количество подзаконных актов превысило 100.
Главная цель всех антисанкционных мер заключается в точечной донастройке действующего законодательства таким образом, чтобы экономика России продолжала развиваться в условиях внешних ограничений, пояснил "РГ" Алексей Херсонцев. В разработке регуляторных инициатив принимали участие практически все министерства, Центральный банк, половина комитетов Государственной Думы, Совет Федерации. Их своевременная реализация, в частности, позволила не допустить дефицита на рынке важных товаров, заблокировать корпоративные процедуры в организациях, где присутствовали иностранные инвестиции из недружественных стран.
"С самого начала ключевая идея состояла в том, чтобы наш бизнес имел возможность и дальше работать, несмотря на активные попытки извне этому помешать. Мы видим, что все антироссийские санкции со стороны недружественных государств принимались так, чтобы ударить по нашей экономике, оказать давление, которое она не выдержала бы. А мы в ответ приняли такие меры, которые позволили российским предприятиям, бизнесу максимально адаптироваться к санкциям и продолжать производить товары и оказывать услуги. И в итоге принятые меры сработали", - рассказал Алексей Херсонцев.
Какие приняты меры
Безусловно, принятых в эти годы мер много, и все они важные, продолжил Алексей Херсонцев. Часть из них, например, касалась корпоративного права и акционерных отношений: временно было приостановлено действие тех норм, которые могли быть использованы против российских компаний, регламентировались особенности раскрытия финансовой отчетности. Далее - необходимо было убрать административные барьеры для бизнеса, которые могли мешать производству в России продукции, доступ к которой был ограничен. Для этого был введен "мораторий на проверки", особенности лицензирования, особый порядок вступления в силу актов с обязательными требованиями. В социальной сфере - наиболее чувствительной, особенно касающейся новых территорий, - были введены меры по оказанию социальной помощи отдельным категориям граждан, выплате пенсий и ряд других.
"Опыта реагирования на внешние ограничения в таких количествах не было нигде в мире - количество введенных санкций против нашего государства поистине носит беспрецедентный масштаб. В этом смысле нам пригодился опыт работы правительства во время пандемии коронавируса. Это и оперативность принятия решения, и поиск оптимальных решений для наиболее чувствительных сфер. Дальше - министерства, профильные комитеты Госдумы и Совета Федерации, объединения предпринимателей выходили с предложениями, мы их одной большой слаженной командой обсуждали, вносили предложения по корректировке отдельных норм. Так появился целый комплекс мер", - пояснил Алексей Херсонцев.
Одним из самых известных и широко обсуждаемых из специальных полномочий правительства стал механизм так называемого "параллельного импорта". Для его "запуска" был разработан перечень товаров, на которые не распространяются отдельные положения Гражданского кодекса РФ об исключительных правах. Проще говоря, российские импортеры получили возможность без согласия производителя поставлять на рынок необходимые товары, чтобы не допустить дефицита в наиболее чувствительных отраслях, например в здравоохранении.
"Если некоторые наши бывшие партнеры прервали отношения с Россией, то они больше и не могли быть, например, заявителями по сертификатам безопасности своей продукции. В таких случаях безопасность товаров проверяется и сертификаты выдаются без участия их уполномоченных лиц. Конечно, для этого нужна была специальная юридическая конструкция. Кстати, сейчас список товаров для параллельного импорта постоянно пересматривается и сокращается Минпромторгом, так как налажено их собственное производство или поставки аналогов из дружественных стран", - акцентировал замминистра.
Меняется и сам комплекс мер. Часть из этой регуляторики уже отработала и не требует применения в первоначальных масштабах, другая на днях продлена на 2026 год. Пролонгация одних антисанкционных мер и прекращение других - это не признак их эффективности или неэффективности, а подстройка под текущие экономические реалии, подчеркнул Алексей Херсонцев. Минэкономразвития совместно с другими ведомствами проводит анализ результативности введенных мер, по результатам которого принимается решение о переводе мер на постоянную основу либо о продлении.
Общее количество антисанкционных мер постепенно сокращается. На 2023 год было продлено около 70, на 2024 и 2025 годы - порядка 60 мер, а на 2026 год осталось еще меньше.
В частности, Госдума и Совфед продлили ключевые меры в сфере контрольно-надзорной и разрешительной деятельности, а также механизм "параллельного импорта". Сохраняется упрощенный порядок подачи документов для регистрации международной компании. Также парламентом были продлены специальные полномочия Банка России в сфере раскрытия чувствительной информации.
"Мы считаем, что российская экономика успешно адаптировалась к внешнему давлению, а точечная донастройка отдельных законодательных норм для адаптации к введенным санкциям доказала свою эффективность", - заключил Алексей Херсонцев.