Он занимается музыкой с четырех лет, окончил с отличием Московский музыкальный колледж им. Гнесиных, а сейчас живет и учится в Оберлинской консерватории, США (Oberlin Conservatory of Music). Предстоящие новогодние каникулы Пётр планирует провести в России, где он даст несколько концертов: 29 декабря сольное выступление в Малом зале концертного комплекса "Филармония-2" в Москве, 20 января симфоническая программа в Концертном зале имени П.И. Чайковского в Москве, 21 января сольная программа на сцене зала "Стравинский" Мариинского театра Санкт-Петербурга и 25 января концерт с симфоническим оркестром в Волгограде.
Помимо игры на фортепиано Пётр увлекается шахматами, был участником подкаста интеллектуального клуба Club Brainium "Ответь, если сможешь!". В интервью пианист рассказал, какие ценности передают учителя российской классической школы молодому поколению, что общего у музыки и математики и может ли искусственный интеллект на равных соперничать с композиторами.
Пётр, Вы начали заниматься музыкой в очень юном возрасте. Понятно, что инициаторами были родители. А что их сподвигло, рассказывали?
Пётр Акулов: Они оба не музыканты, поэтому со стороны такое решение выглядит действительно довольно странно. Так что можно сказать, я попал в музыку в известной степени случайно. Родители привели меня в расположенный рядом с домом детский образовательный центр. Как раз в это время там проходил праздник - "Посвящение в музыканты". Все дети пели в хоре и играли на разных инструментах, после чего им вручались красивые медали и грамоты. Все были веселы и счастливы, и только я, со слов родителей, очень расстроился из-за того, что мне выпало петь в хоре, в то время как кто-то из ребят выходил на сцену играть на пианино один и все восторги и аплодисменты доставались солисту. С этого все и началось.
То, что Вы учились в школе с математическим уклоном, может объяснить Ваше увлечение шахматами. Но не музыкой... Или Вы согласны с Пифагором, которому приписывают высказывание о том, что у музыки с математикой много общего?
Пётр Акулов: С Пифагором сложно не согласиться. Действительно, есть очень много общего, особенно когда речь идет о теории музыки. Музыка и математика - это универсальные языки, со своей структурой, правилами, логикой и гармонией. Что касается шахмат, то это просто увлечение с детства. Кстати, среди музыкантов довольно распространенное. Очень помогает, когда требуется переключиться или просто уйти в себя, отключиться от повседневности.
Возможно, у Вас в роду все же были музыканты? Ведь преемственность в сфере искусств имеет порой определяющее для судьбы значение. Гены...
Пётр Акулов: Увы, мне не удалось обнаружить музыкантов даже среди моих далеких предков. С другой стороны, это неплохо, поскольку пример родных мог оказать лишнее давление со стороны.
Расскажите, пожалуйста, подробнее о своих учителях: Железнове, Юдениче. Насколько важно для пианиста встретить "своего" маэстро-учителя?
Пётр Акулов: Пожалуй, в нашем деле это самое главное, и мне повезло в обоих случаях. Мой первый учитель Максим Станиславович Железнов приложил много усилий, чтобы сделать из меня музыканта. До сих пор удивляюсь его терпению и самоотдаче. Насколько я был сложным учеником мне стало понятно не так давно, когда пришлось самому заниматься с учениками. Преподавать полезно на определенном этапе, потому что объясняя другим, начинаешь понимать, чего же на самом деле хотел от тебя педагог в свое время. Профессор Станислав Юденич - легендарный человек в музыкальной среде, подлинный мастер своего дела. Я познакомился с ним, когда он был в жюри одного из конкурсов, в котором я принимал участие и даже победил. Позже я присоединился к его ученикам в Международной фортепианной академии на озере Комо (Италия). Там же мне посчастливилось познакомиться и взять несколько уроков у его учителя - Дмитрия Башкирова. Профессор Юденич невероятно интересный преподаватель. Он может разговаривать с тобой на равных и при этом неожиданно возносит тебя на такие высоты, что дух захватывает. Всегда с нетерпением жду занятий с ним. Юденич в свое время переехал из СССР в США, поэтому в некотором роде моя учеба остается в русле традиций нашей русской школы.
Вы выступали на крупнейших площадках в России и за рубежом. Какие-то концерты стали для Вас самыми запоминающимися?
Пётр Акулов: Наверное, у каждого начинающего музыканта есть несколько мест, которые, как маяки, направляют и служат ориентирами. Для меня, москвича, это, конечно, Большой зал консерватории, Концертный зал Чайковского, Зарядье. Я хорошо помню, как дебютировал с оркестром в возрасте восьми лет на сцене Большого зала Московской консерватории. Это было невероятно волнительно. Преподаватели мои переживали еще сильнее, потому что все это действо было больше похоже на какой-то священный обряд и любая ошибка могла быть истолкована как святотатство. Яркие воспоминания оставило и первое выступление на сцене Концертного зала имени Чайковского. Так случилось, что это совпало с тем, как выразились музыкальные критики, "триумфом", который мы с Сергеем Давыдченко, будущим победителем конкурса Чайковского, произвели на конкурсе Дениса Мацуева Grand Piano Competition.
Испытываете ли волнение сейчас, выходя на сцену?
Пётр Акулов: Выход на сцену - это всегда сильный стресс, который придает дополнительные силы или, наоборот, накрывает, сковывает. Умение справиться с собой, наверное, и есть та черта, которая отличает настоящих профессионалов. Если в этой борьбе победить не удается, выступление становится тяжелым испытанием. Но какого-то универсального средства для борьбы с волнением, думаю, не существует. А лучшие помощники - тщательная подготовка и опыт.
Меняется ли с годами мода на тех или иных классических композиторов?
Пётр Акулов: Хочется верить, что в целом мода на классику непреходящая. Тем не менее определенные тенденции есть. Например, можно с уверенностью сказать, что растет интерес к барочной музыке. Не снижается интерес к Баху, Шопену, а в нашей стране, конечно, к Рахманинову.
Как Вы выбираете репертуар? Современными авторами классической музыки интересуетесь? Или идете проверенным путем - исполняете признанные мировые шедевры?
Пётр Акулов: Мне нравится выстраивать репертуар своих концертных программ, подчиняя его определенной концепции. Иногда это своего рода загадка или зашифрованное послание для посвященного слушателя, но бывает и так, что программа имеет тематический характер, например музыка определенной эпохи или стиля или творчество определенного композитора. Вне зависимости от обстоятельств стараюсь творчески подходить к выбору. Совершенно уверен, что самое удачное выступление - это когда исполняешь произведения, которые тебе по душе.
Произведения современных композиторов приходится играть довольно редко, но случается. Мне нравится экспериментировать, когда представляется такая возможность. Мировые шедевры, вне всякого сомнения, украшают любую концертную программу, но я стараюсь не ограничиваться "популярной" классикой.
Вы обладатель престижных премий. Важны ли они для Вас? И вообще, в чем для Вас главная мотивация двигаться дальше?
Пётр Акулов: Участие в конкурсах сложно назвать главной мотивацией. Это очень специфическое, очень изнурительное и сложное мероприятие, требующее полной самоотдачи и высочайшей концентрации. Скорее, это шанс заявить о себе, показать свои возможности. Для молодых исполнителей зачастую это единственный способ попасть на ведущие музыкальные сцены, увидеть залы, заполненные наэлектризованной публикой, и сыграть с оркестром.
Сегодня в самые разные направления искусства интегрируется искусственный интеллект. Уже были случаи исполнения музыкантами произведений, написанных нейросетями. Если бы Вам предложили, согласились бы? И как Вы относитесь к "творчеству" ИИ?
Пётр Акулов: ИИ уже вошел в нашу жизнь - мы вынуждены с этим смириться. По поводу компьютерного творчества у меня есть большие сомнения, хотя могу предположить, что ИИ вполне по силам роль великолепного копииста в рамках заданных ему ограничений. Однако я с трудом могу представить себе, что ИИ удастся превзойти в процессе создания музыки высочайшие образцы, произведения лучших композиторов. Наверное, исполнить такое произведение было бы интересным опытом, но как самостоятельное направление музыкального развития это неинтересно. Вокруг нас такой океан прекрасной живой музыки, к которой хотелось бы прикоснуться, что творчество ИИ пока сильно проигрывает.
Разделяете ли Вы любовь к музыке с каким-то хобби? Или мечтаете постичь еще что-то притягательное "для души"?
Пётр Акулов: Думаю, я все еще в поиске. Жизнь прекрасна и удивительна, и я всегда жду чего-то нового.