16.12.2025 11:03
Экономика

Игорь Алутин, Мосбиржа - об ИИ-агентах: "Человек выйдет из-под влияния эмоций"

Текст:  Кирилл Каштанов
Использование ИИ-агентов перевернет рынок финансовых услуг, поскольку человек выйдет из-под влияния эмоций. В борьбе за клиента обойтись маркетингом уже не получится, нужно разрабатывать актуальные и выгодные для клиента продукты, рассказал в интервью "Российской газете" старший управляющий директор Мосбиржи по розничному бизнесу и маркетплейсу Финуслуги Игорь Алутин.
Читать на сайте RG.RU

Как изменится банковская сфера и жизнь клиентов из-за появления ИИ-агентов?

Игорь Алутин: Чтобы найти и открыть наиболее подходящий по условиям вклад десять лет назад, клиенту приходилось часами изучать сайты банков или ходить по отделениям. Когда появились финансовые маркетплейсы вроде Финуслуг, скорость подбора банковских предложений и принятие решений существенно ускорилась.

Но дефицит времени только растет, а в купе с недостатком знаний это может мешать человеку правильно и своевременно использовать возможности для получения пассивного дохода.

ИИ-агенты уже сейчас помогают упрощать эту задачу, превращая системы подбора лучших предложений во второго пилота, с которым можно консультироваться в финансовых вопросах, сравнивать накопительные и инвестиционные продукты по персональным параметрам и самое главное - учиться.

Александр Гущин: "ИИ-агенты – не волшебная лампа Алладина"

По такому принципу сейчас работает ИИ-помощник Московской биржи FinGPT. С ним можно подобрать вклад, облигации и другие финансовые инструменты в зависимости от запроса, в котором будут изложены цели, уровень риска и объем средств. Например: "Я хочу разместить 1 млн рублей во вкладах и надежных облигациях до июля 2026 года, предложи мне наиболее подходящие инструменты". FinGPT обработает запрос и предложит варианты, останется только самостоятельно купить бумаги или открыть вклад, если эти варианты подойдут.

Следующий этап, к которому мы стремимся - это интеграция ИИ в клиентские пути. На Московской бирже мы уже используем большие языковые модели (LLM), работая над их внедрением в клиентский опыт на маркетплейсе Финуслуги. Это необходимо для того, чтобы пользователи могли не только советоваться FinGPT о том, какой финансовый продукт приобрести, но и сразу переходить от вопросов к действиям.

А как вы видите развитие FinGPT?

Игорь Алутин: Когда мы запускали FinGPT, то больше ориентировались на новичков в мире финансов. Но наиболее активными пользователями оказались опытные инвесторы, которые задают десятки тысяч вопросов ежедневно.

Поэтому мы много работаем над тем, чтобы FinGPT справлялся с самыми сложными запросами, предоставлял качественную аналитику и делал это с каждым днем точнее и быстрее. Сегодня в него интегрированы сразу несколько ИИ-агентов, чтобы отвечать на любой вопрос пользователя комплексно и развернуто с учетом комментариев, аналитики, прогнозов и ожиданий.

Кроме того, FinGPT доступен уникальный массив данных Мосбиржи, он обучен "читать" материалы Банка России и эмитентов, учитывать в своих ответах прогнозы, ключевую ставку и макроэкономические показатели. Он умеет составлять структуру портфеля со всеми ключевыми инструментами: акциями, облигациями, фьючерсам и ПИФами с учетом персональных требований пользователя.

За 2025 год FinGPT прошел три технологические интеграции и три - с точки зрения клиентского опыта. В первой половине декабря было выпущено обновление, которое теперь позволяет не просто подбирать портфель из ценных бумаг по запросу, а в режиме реального времени наблюдать, как будет варьироваться его наполнение и историческая доходность при смене срока, суммы инвестиций и уровня риска. В зависимости от введенных параметров, FinGPT отразит рекомендуемые на основе ИИ-скрининга акции, облигации, фонды и металлы.

Мы рассчитываем, что в будущем ИИ обретет еще больший функционал от умной аналитики по портфелю и рынку до автоматизации управления риском.

Какие еще проекты готовите в контексте ИИ-агентов?

Игорь Алутин: В корпоративных процессах мы продолжим расширять применение ИИ. Московская биржа разработала CoPilot‑ассистента для сотрудников MOEX Insight AI, который работает с любым офисным софтом, анализируя содержимое экрана пользователя: от почты, календарей и корпоративных порталов, до таблиц с финансовыми и статистическими данными.

Динамика индекса Мосбиржи показала, что рынок акций не видит поводов для роста

Управлять MOEX Insight AI можно голосом или с помощью текста, при этом он сам понимает контекст задачи. ИИ-ассистент может анализировать финансовую отчетность, обучен помогать в подготовке писем и документов, разбирается в программном коде, создает и оценивает презентации, а также помогает писать рабочие письма и оценивать сроки исполнения задач.

В будущем мы рассчитываем, что Insight станет настоящим помощником в листинге и управлении рисками, работе с документами, проверках и операционке, а также будет доступен разнопрофильным специалистам от айтишников и аналитиков до риск-менеджеров и юристов, потому что будет понимать их профильный контекст и язык.

Еще одно важное направление - партнерство и совместные проекты с компаниями-лидерами в области ИИ, о которых мы расскажем чуть позже.

Как изменится брокерское обслуживание с появлением ИИ-агентов?

Игорь Алутин: Недавно мы провели исследование, которое показало, что 60% инвесторов уже готовы к ИИ-инвестициям. Не сомневаюсь, что в будущем ИИ-агенты будут способны проводить сделки самостоятельно. На совершенствование таких решений направлены усилия ключевых игроков инвестиционного рынка, крупных брокеров и банков, их главная цель.

Но важно понимать, что ИИ может галлюцинировать, и пока количество ошибок не станет ничтожно мало, его роль будет сводиться только к консультированию и аналитике.

Как банки будут конкурировать с ИИ-агентами? Интерфейс уйдет на второй план? Где они будут компенсировать упущенные выгоды?

Игорь Алутин: Одна из ключевых проблем современности - информационный шум и сила бренда. Человеку все сложнее отличать хорошее и ценное от посредственного в яркой упаковке, выбирая лучшее среди тысяч вариантов. Поэтому часто мы покупаем не то, что искали, да еще и переплачиваем.

Применение ИИ-агентов, которые будут искать и подбирать по запросу продукт с учетом его основных характеристик и предпочтений пользователя, перевернет рынок финансовых услуг. Потому что, получив фокус на реальной выгоде без воздействия рекламы, человек выйдет из-под влияния эмоций. С распространением ИИ, в борьбе за клиента обойтись маркетингом уже не получится, и банкам придется создавать действительно нужные и выгодные для клиента продукты и условия.

Полагаю, это может оказать давление на маржинальность банков, что в определенной степени можно будет компенсировать оптимизацией расходов за счет внутреннего использования тех же ИИ-решений. Поэтому развитие технологий - обязательное условие выживания бизнеса.

Финансы Бизнес .tech Нейросети