16.12.2025 17:56
Культура

В Москве подвели итоги Х фестиваля "Видеть музыку"

Текст:  Мария Бабалова
Российская газета - Столичный выпуск: №286 (9825)
Уже ставший традиционным двухмесячный марафон-смотр музыкальных театров России, приглашающий последние годы и коллективы из стран СНГ, при неизменной поддержке Министерства культуры и Президентского фонда культурных инициатив стремится "разглядеть музыку" во всевозможных театральных жанрах - опера и балет, оперетта, мюзикл и современный танец в большом и камерном форматах. Финальным аккордом каждого фестиваля непременно становится торжественная церемония вручения премии "Легенда", которая в этом первом юбилейном для форума году состоялась на Новой сцене Большого театра.
/ Елена Лапина
Читать на сайте RG.RU

Фестиваль "Видеть музыку", афиша которого складывается без всякого отбора и личностного пристрастия, а лишь по заявительному принципу со стороны самих театров, желающих принять участие в форуме, с каждым разом становится все более масштабным и представительным. В этом году на фестивале было показано более четырех десятков спектаклей театров из 15 регионов России и стран ближнего зарубежья, что были представлены на самых разных площадках Москвы.

Отсутствие отбора спектаклей, показанных по заявкам самих театров, снижает уровень форума

Абсолютное большинство театров, конечно, предпочли привезти на столичные гастроли проверенные временем хиты. Но были и отличившиеся. Например, те, кто рискнул показать образцы работ реально современных композиторов в самом "архаичном" из музыкальных жанров - опере.

/ Елена Лапина

Так, театр из Челябинска представил опус Михаила Богданова "Петр Первый", коллектив из Улан-Удэ - "Эреэхэн" Баира Дондокова, а Детский музыкальный театр имени Н.И. Сац - "Три сестры" Александра Чайковского.

Но все же комплиментарное для театров отсутствие системы и критериев отбора спектаклей нередко снижает фестивальный уровень, прежде всего в плане исполнительского качества. Даже с учетом всех сложностей гастрольного показа постановок музыка не должна становиться жертвой обстоятельств и мастерства музыкантов и солистов. Как это наглядно, увы, произошло со "Сказанием о невидимом граде Китеже и деве Февронии" Римского-Корсакова в версии Удмуртской оперы. Порезанную партитуру и неудачное пение не спасли даже впечатляющие декорации и костюмы Сергея Новикова, которые оказались единственным достоинством спектакля.

Театры Москвы опубликовали новогодние афиши детских спектаклей

И все же фестиваль от латинского слова festa ("праздник"), посему и форум "Видеть музыку" завершился торжественным вечером, объединившим на одной сцене певцов, артистов балета и дирижеров из самых разных театров, расположенных порой в тысячах километров друг от друга.

/ Елена Лапина

Кульминацией же, как всегда, стало вручение премии "Легенда" в виде статуэтки работы известного австрийского художника Хартмута Шогхоффера. В этом году чествовали двух народных артисток СССР - прославленную балерину Надежду Павлову и знаменитую певицу Тамару Синявскую. Наград также были удостоены выдающийся композитор Владимир Мартынов и уникальные мастера музыкального театра - режиссер Дмитрий Бертман и художник Вячеслав Окунев, певцы Виктор Кривонос и Анатолий Канюка.

Фестиваль "Дягилев P.S." снова собрал жемчужины мирового балета

"Легенда" - это наш поклон тем, кто посвятил жизнь музыкальному театру. Наша благодарность им, - подчеркивает президент Ассоциации музыкальных театров и худрук фестиваля, режиссер Георгий Исаакян. - Символ нашей любви и восхищения теми, у кого мы всю жизнь учимся, с кем спорим, кого боготворим. Им, художникам, чья жизнь в искусстве вдохновляет нас тянуться к звездам, идя к новым совершениям".

/ Елена Лапина
Музыкальный театр Москва