Кирилл Александрович, каким стал для компании уходящий год? Насколько изменился пассажиропоток и с чем это связано?
Кирилл Корнилин: За 11 месяцев 2025 года перевезено рекордное количество пассажиров для этого периода - более 96 миллионов. По нашим прогнозам, прошлогодний рекорд в 100 миллионов человек будет побит и в итоге за весь 2025-й мы перевезем около 104 миллионов пассажиров.
Наиболее значительный рост пассажиропотока - на 18 процентов - наблюдается на Петрозаводском направлении. Это связано с запуском дополнительных электропоездов по городским маршрутам и открытием нового направления Ладва - Кондопога. Проект реализован по инициативе и заказу правительства Республики Карелия совместно с Октябрьской железной дорогой.
В Санкт-Петербурге рост объемов перевозок обусловлен совместной реализацией проектов по интеграции электропоездов в городскую транспортную систему. Важным этапом этого процесса стала организация тактового движения пригородных поездов в часы пик на маршрутах "рабочего" пассажиропотока. И с введением "такта" на этих направлениях он стабильно растет.
Многих петербуржцев очень заинтересовал единый тариф на проезд в электричках по территории города. Что дает этот проект пассажирам и на каком этапе находится его реализация?
Кирилл Корнилин: В целях расширения спектра услуг правительством Санкт-Петербурга планируется установить в 2026 году фиксированный тариф на проезд пассажиров внутри административных границ города железнодорожным транспортом. Сейчас идет работа над его формированием.
Надо отметить, что внедрение единого фиксированного тарифа на электропоездах во внутригородском сообщении является одним из этапов создания основы "наземного метро" - мегапроекта XXI века программы "10 приоритетов развития Санкт-Петербурга", утвержденной губернатором.
Подчеркну, что единый тариф будет установлен только в пределах границ Петербурга, без разделения на категории поездов "Стандарт" и "Ласточка/Финист". На территории Ленобласти такое разделение сохранится. То есть куда бы пассажир ни отправился в пределах границ города, стоимость поездки будет одинаковой. Эту задачу мы выполняем в рамках поручения губернатора Санкт-Петербурга под руководством правительства Санкт-Петербурга.
Также хочется немного прояснить ситуацию: часто ставят знак "равно" между единым билетом и единым тарифом, однако это не одно и то же. Единый тариф - это фиксированная стоимость проезда: какой она будет, станет известно после утверждения тарифной политики на 2026 год. А единый билет дает возможность бесшовной поездки на установленных видах транспорта, в число которых сейчас, к сожалению, пригородные электрички не входят. В общий билет они будут включены на следующем этапе, после интеграции систем продаж, и к нему мы сейчас готовимся.
В этом году на полигон компании пришли сразу два новых поезда - "Финист" и ЭП2 ДМ. Как обновление подвижного состава влияет на комфорт пассажиров, получаете ли вы отклики от них? Можно ли рассчитывать на пополнение парка в 2026 году?
Кирилл Корнилин: Поступление новых поездов - результат совместной работы коллег из ОАО "РЖД" и правительства Санкт-Петербурга. "Финисты" курсируют на Балтийском направлении, поезд ЭП2 ДМ - по маршруту от Финляндского вокзала до Сестрорецка. Как показывают отзывы в социальных сетях, эти поезда пришлись по душе нашим пассажирам.
В декабре завершился конкурс на закупку одной единицы подвижного состава, и совсем скоро на рельсы выйдет новый поезд. Каким он будет, покажет подведение итогов этой процедуры.
А еще в следующем году мы ожидаем поставку от ОАО "РЖД" одного "Финиста", одного восьмивагонного электропоезда ЭП2 ДМ и двух вагонов этой серии для дооборудования уже курсирующего шестивагонного состава. Также должен поступить новый поезд на автономной тяге ДП2 Д - современная альтернатива рельсовому автобусу.
На Витебском направлении мы заменим подвижной состав серии ЭТ2 М на ЭД4 М за счет передислокации поездов ОАО "РЖД".
Цифровизация охватывает все новые сферы нашей жизни, и поездки на электричках - не исключение. Охотно ли пассажиры переходят на современные сервисы? Какие мобильные приложения и другие возможности появились в этом году?
Кирилл Корнилин: Сегодня 52,9 процента от общего количества билетов реализуется с помощью "безлюдных" технологий. Если взять структуру продаж за 11 месяцев 2025-го, то мы увидим, что 22,5 процента билетов продается через мобильные приложения, 30,4 процента - через терминалы, 33,9 процента - через кассы и 13,2 процента - в поездах. Мы призываем пассажиров переходить в "цифру", чтобы экономить время в пути и минимизировать очереди в кассах.
В этом году появилась возможность оформлять билеты через такие мобильные приложения и сервисы, как "Туту", "Транспорт+", "ПроТранспорт", "ПроТранспорт+" и телеграм-бот "Электрички РЖД" @bilet_na_elektrichku_bot.
В рамках развития онлайн-продаж также стало доступно оформление билетов в электронном виде через приложения "ПроТранспорт+" для всех членов многодетных семей Санкт-Петербурга. Кроме того, с помощью этого же приложения запущен новый функционал оплаты проезда по геолокации на "тактовом" маршруте Витебский вокзал - Павловск. Построение маршрута, заполнение данных, указание способа оплаты и формирование билета - все это выполняется в один клик. Новый сервис делает поездки удобнее, а в будущем технология появится и на других направлениях.
С помощью каких инструментов СЗППК следит за качеством обслуживания пассажиров? Какие обращения в этом году поступали чаще всего?
Кирилл Корнилин: Сбор информации осуществляется на различных уровнях - от сообщений в мессенджерах до проведения проверок, в том числе инкогнито, в формате "тайный пассажир". В отделе качества и работы с обращениями граждан есть штат ревизоров: они ежедневно находятся на линии с целью контроля соблюдения технологии работы и проверки состояния инфраструктуры.
За 11 месяцев 2025-го поступило более 4,5 тысячи обращений. Из них 20 процентов - положительные отзывы пассажиров о работе пригородного пассажирского комплекса, в основном благодарности в адрес сотрудников компании. Еще 32 процента обращений связаны с организацией и качеством обслуживания в кассах и поездах, порядком пользования терминалами и турникетами, способами оплаты и так далее. Около 40 процентов случаев касаются правил проезда и предоставления льгот. Пассажиры также интересуются графиком движения поездов и использованием мобильных приложений.
Для расширения возможности обратной связи мы организовали прием обращений на сайте компании. В уходящем году на него поступило более полутора тысяч сообщений.
Что ждет пассажиров в новогодние праздники? Будут ли тематические поезда и акции?
Кирилл Корнилин: В праздничные дни по территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области традиционно будет курсировать туристический ретропоезд "Лахта". Сейчас компания согласовывает маршруты и расписание этих поездок с администрациями города и региона. Запланированы три маршрута: как и прежде, "Лахта" отвезет пассажиров в Выборг и Гатчину, а также впервые доставит их в Павловск.
В первый рейс сезона 27 декабря ретропоезд отправится с яркой развлекательной программой. В пути следования Дед Мороз и его помощники поздравят пассажиров и вручат им памятные сувениры. Юных путешественников порадуют тематическими буклетами с заданиями, а также чаем и пряниками. В отдельном вагоне все желающие смогут послушать экскурсию от гида музея Гатчины и получить скидку на его посещение. Кстати, в этот день мы подпишем соглашение о сотрудничестве с Государственным музеем-заповедником "Гатчина". Кроме того, проведем совместную акцию с Почтой России: 27 и 28 декабря пассажир сможет отправить лимитированную открытку прямо из поезда в любую точку России.
Также в этом зимнем сезоне из Петербурга на снежные трассы Ленобласти вновь отправятся "Лыжные стрелы", которые много лет пользуются большой популярностью. Поезда традиционно будут курсировать в выходные дни по трем направлениям - Шапки, Орехово и Токсово.
В наступающем году СЗППК исполнится 20 лет. Обычно круглые даты становятся для компаний поводом подчеркнуть свои ценности и принципы - в чем они заключаются? Как будет отмечаться сам юбилей?
Кирилл Корнилин: Для нас 20-летие - действительно не просто дата в календаре. Это возможность переосмыслить путь, который компания прошла вместе с пассажирами, и отметить вклад тысяч сотрудников, ежедневно обеспечивающих устойчивость пригородного сообщения. Мы рассматриваем юбилей как повод подчеркнуть нашу открытость и ориентированность на пассажиров. Планируем ряд проектов по истории пригородных перевозок с вовлечением пассажиров, сотрудников и партнеров. Эти инициативы покажут, что компания развивается и готова к новым вызовам. Для нас важно, чтобы юбилей стал не формальностью, а объединяющим событием: мы вместе смотрим на то, что уже сделали, и уверенно двигаемся дальше.
Какие направления деятельности станут основными для развития компании в 2026 году?
Кирилл Корнилин: Одним из приоритетных направлений останется интеграция пригородного железнодорожного транспорта в единую городскую транспортную систему Санкт-Петербургской агломерации. Продолжим работу по организации тактового движения пригородных поездов: в 2026 году планируем его запуск до Гатчины.
Также важным событием наступающего года станет введение единого тарифа на проезд железнодорожным транспортом пригородного сообщения в административных границах Санкт-Петербурга. И конечно же, будем продолжать обновление подвижного состава.