Стратегия имеет не рекомендательный, а обязательный характер, поскольку принимается как закон Санкт-Петербурга. Принятая в первоначальном виде в 2018 году, она была рассчитана на 17 лет, разбитых на четыре этапа. Уходящий 2025-й был первым годом третьего этапа - фактически середина пути. Работа по актуализации программы шла больше года, с учетом существенных изменений, произошедших в городе, стране и мире, и необходимостью переосмыслить роль Санкт-Петербурга в новой ситуации. Местные перспективы необходимо было сочетать со стратегией развития страны.
Из-за антироссийских санкций и разрыва прежних приграничных связей потенциал развития за счет контактов с западным миром оказался практически утрачен. Но "экспортная" часть городской экономики сумела переориентироваться на восток и юг, найти спрос внутри страны и в дружественных странах, чтобы компенсировать потери от санкций. В последние годы рост промышленного производства в Петербурге опережает среднероссийские темпы. Объем валового регионального продукта (ВРП) за шесть лет увеличился вдвое, как и доходы бюджета. Город продолжил привлекать частные инвестиции, в том числе из-за рубежа. Это позволило Петербургу еще несколько лет назад выйти на триллионный объем бюджета, а в ближайшие три года размер доходов городской казны перевалит за полтора триллиона.
Новые бюджетные возможности дали возможность пересмотреть в сторону улучшения социальные цели Стратегии-2035, синхронизировать ее с городской программой "10 приоритетов развития Санкт-Петербурга до 2030 года". В новой редакции документа сформированы четыре направления социально-экономической политики Санкт-Петербурга, а также десять главных приоритетов этой политики, такие как развитие метрополитена и другого общественного транспорта, забота о детях и пожилых людях, сохранение исторического наследия, поддержка науки, здравоохранения и культуры. Например, планируется отреставрировать 255 объектов культурного наследия, среди которых Апраксин двор и Конюшенное ведомство, форты Кронштадта. Также намечено создание Музея археологии в Петропавловской крепости.
Приоритетом также названа реализация "Мегапроектов XXI века". Среди них снова значится строительство нового зоопарка. Этот социально значимый проект, о котором говорится уже несколько десятилетий, может быть наконец реализован с использованием механизма государственно-частного партнерства. Он уже доказал свою эффективность: именно с помощью ГЧП в Петербурге построены ЗСД, линия трамвая "Чижик", строятся Широтная магистраль и трамвайная линия "Славянка".
Ранее в Смольном сообщали о том, что городские власти ведут подбор места для размещения нового зоопарка, удобного как для животных, так и для посетителей, которые смогут добраться туда как на общественном транспорте, так и на личных автомобилях. Напомним, в числе наиболее удобных мест для зоопарка назывался Приморский район в части, примыкающей к Юнтоловскому заказнику. Но только после того, как туда дотянется линия метро.
Впрочем, проблема зоопарка для города явно не главная. Политолог Юрий Светов напоминает, что город до сих пор остается "столицей коммуналок", и этот факт - как ложка дегтя в бочке реальных достижений последних лет. По словам эксперта, внутреннее сознание петербуржцев, большинство которых живут в отдельных квартирах, обременено пониманием, что их земляки, соседи, друзья до сих пор проживают в коммуналках, не имеют тех комфортных условий жизни, которые должны быть в XXI веке в современном мегаполисе.
- Город принимает усилия в этом направлении, но возможно, что нужны какие-то экстраординарные меры, может быть, с участием даже федерального центра. Откладывать решение проблемы коммуналок еще на 10-20 лет нельзя. Надо что-то сделать, чтобы мы уже до 2030 года эту проблему перевели в разряд решенных, - говорит Светов.
Также городу явно требуется внешняя помощь для ускорения строительства метрополитена. Но, чтобы ее получать, петербургским чиновникам придется постоянно доказывать федеральному центру, что в Петербурге эти средства способны эффективно использовать, а не растягивать решение проблемы дефицита метро еще на 10-20 лет.
Впрочем, главной проблемой, которую предстоит решить городу в ближайшие десять лет, эксперты единодушно называют демографическую. До 2035 года планируется повысить коэффициент рождаемости с нынешних 1,25 до 1,5 ребенка на одну петербурженку фертильного возраста. Если этого удастся достичь, то через 10 лет численность постоянного населения Санкт-Петербурга увеличится на три процента и составит 5,83 миллиона человек.
В новой редакции Стратегии-2035 названы конкретные цифры, по которым можно будет судить об успешности или пробуксовке ее реализации. Например, ВРП ежегодно должен расти в среднем на 3,7 процента, индекс промышленного производства в высокотехнологичной обрабатывающей промышленности - более чем на 8 процентов в год, а доля инновационной продукции к 2035 году должна составить свыше 19 процентов. Через 10 лет объем инвестиций в основной капитал должен вырасти в 2,6 раза по сравнению с 2024 годом. Среднемесячная зарплата работающего петербуржца в 2035 году должна составить почти 268 тысяч рублей, а ежемесячный денежный доход на душу населения - более 193 тысяч рублей.