В одном из прошлых номеров "Российской газеты" мы уже рассказывали о создании в администрации города новой структуры, занимающейся земельным контролем, контролем в сфере благоустройства, дорожного хозяйства, транспорта. Жилищный контроль - одно из важнейших направлений деятельности департамента-"новичка".
Насколько он важен - свидетельствует статистика. За 11 месяцев 2025 года жители Архангельска направили в департамент муниципального контроля более одиннадцати тысяч жалоб на работу управляющих компаний.
Алексей Потолов: Полномочия по осуществлению регионального государственного лицензионного контроля предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами были переданы администрации города Архангельска - ранее эту функцию исполняла государственная жилищная инспекция Архангельской области. В составе нашего департамента есть управление муниципального жилищного контроля, которое осуществляет эти полномочия. Мы проводим проверки УК, а в случае нарушений направляем материалы в государственную жилищную инспекцию: в ней выносят постановление о привлечении к административной ответственности.
На основании чего? Существует перечень обязательных требований к управляющим компаниям - она установлена на федеральном уровне нормативными правовыми актами. Они касаются содержания, текущего ремонта общего имущества и предоставления коммунальных услуг жителям многоквартирных жилых домов.
Порядок проведения контроля регламентирован Федеральным законом о государственном и муниципальном контроле N 248-ФЗ. А значит, и проверки проводятся в строгом соответствии с ним. Но только по заявлению гражданина - жильца дома. Обязательно - с удостоверением личности. При этом обращаются граждане либо непосредственно к нам в департамент (с заявлением), либо через ресурсы, которые позволяют идентифицировать личность человека: например, с помощью государственной информационной системы ЖКХ (ГИС ЖКХ). Там тоже имеется возможность подать заявление.
Далее все эти обращения поступают к нам, после чего инспекторы жилищного контроля рассматривают их. В сфере внимания наших специалистов - общедомовое имущество: подъезды, стены домов, коммуникации. А также прилегающая территория к многоквартирным домам: тротуары, подъезды, крылечки, детские и спортивные площадки - все, что находится в общей собственности жильцов, должно обслуживаться управляющей компанией.
Как узнать, за что конкретно отвечает каждая УК?
Алексей Потолов: Все, что должна делать управляющая компания, зафиксировано в договоре управления многоквартирным домом. Поэтому каждому жильцу достаточно посмотреть этот документ - он находится в свободном доступе в ГИС ЖКХ.
Нужно также учесть, что в Архангельске остаются проблемы с домами, которые были отмежеваны "по цоколю". То есть земельные участки под ними были сформированы без учета прилегающей территории. Но даже в этом случае есть имущественные объекты, которые используются исключительно жильцами таких домов. Например, подъезды, подходы к крыльцу - за них также отвечают управляющие компании. Есть судебная практика, которая говорит о том, что УК должна обеспечивать комфортные условия для проживания граждан: чистить проезд, крыльца, тротуар: это входит в компетенцию управляющей компании, даже если дом отмежеван "по цоколю".
Как проводятся проверки УК?
Алексей Потолов: Проверки бывают разные. Без взаимодействия с УК мы можем выйти на осмотр дома, чтобы оценить его внешний вид, содержание тротуаров, пешеходных дорожек. В тех случаях, когда мы выявляем нарушения при проведении проверки без взаимодействия, либо в тех случаях, когда без взаимодействия провести проверку нет возможности (например, необходимо получить доступ в подвал или на крышу), инспекторы инициируют контрольно-надзорное мероприятие со взаимодействием с управляющей компанией - инспекционный визит или документарную проверку.
Все материалы актируются, документируются, фотографируются, если надо, ведется видеозапись. Если в ходе проверки выявлены нарушения, все документы направляются в государственную жилищную инспекцию для принятия решений о привлечении к административной ответственности.
А время на исправление дается?
Алексей Потолов: Самое главное - это все равно профилактика. Инспекторы знают все управляющие компании, которые обслуживают жилой фонд, находятся в постоянном диалоге с руководством УК. А если управляющая компания вовремя реагирует на сигналы, устраняет нарушения, то необходимость применения к ней каких-либо мер отпадает.
Так, летом люди чаще всего жалуются на отсутствие горячей воды, покоса травы вокруг домов, неустраненные последствия вандализма - рисунки на стенах, например. Зимой чаще всего пишут заявления по поводу нечищеных тротуаров и крылечек, неубранных сосулей, скользких пешеходных дорожек. Плюс к этому зимой идет много жалоб на ненадлежащее отопление. В этих случаях инспекторы разбираются, по чьей вине это происходит (либо есть нарушения в оборудовании дома, либо есть вина ресурсоснабжающей компании, которая подает недостаточное количество теплоносителя или не создает достаточный перепад давления в системе).
Но ведь это огромное количество обращений!
Алексей Потолов: Да, это очень большая нагрузка на инспекторов - у каждого в производстве постоянно находится порядка 50 жалоб. При этом нужно не только следить за сроками ответа на каждую из них, но также за тем, чтобы ответ содержал информацию, какие меры приняты. Хотя в рамках систематической повседневной работы с управляющими компаниями некоторые обращения не требуют выезда: нередко УК отправляют инспектору фотографии, свидетельствующие о решении проблемы. Например, у дома стало чисто, дорожки посыпаны песком - все сделано. Это и есть превентивная работа, занимающая примерно 80 процентов нашей деятельности.
Судите сами: за 11 месяцев 2025 года управление жилищного контроля нашего департамента провело 772 консультации УК, вынесено 344 предостережения. Инспекторы департамента связываются с управляющими компаниями, доводят до них требования закона. И только когда профилактические меры не работают, включается механизм контроля в виде контрольно-надзорных мероприятий с выдачей управляющей организации предписаний об устранении нарушений.
Если управляющая компания не исполняет предписание в срок, тогда составляется протокол о неисполнении предписания с последующим привлечением к административной ответственности и выносится повторное предписание с новым сроком. Если же и оно остается без исполнения, то понуждением к проведению необходимых работ уже будет заниматься Арбитражный суд. Одним словом, добиваемся решения проблем. Как пример: не так давно в доме на улице Тимме с помощью суда удалось заставить управляющую компанию провести косметический ремонт подъездов.
Но, как правило, одного предписания хватает. Тем более что срок дается разумный: от двух недель до двух месяцев и более. Срок зависит от того, что и в каком объеме нужно исправить. Есть общепринятая практика, которая учитывает и мнение самой управляющей компании. При этом срок исполнения предписания можно продлить, если по каким-то уважительным и объективным причинам нарушения не удалось устранить вовремя.
По словам Алексея Потолова, первое, что должен сделать гражданин для устранения нарушений в своем доме, - обратиться с претензией в управляющую компанию. Если проблема не решается, включается процесс понуждения: составляется заявление в контролирующие органы, органы жилищного или санитарно-эпидемиологического контроля, пожарного надзора. Можно также обратиться напрямую в суд. Есть и обязательный механизм составления акта: если не выполняются какие-то работы или не предоставляется коммунальная услуга, жилец может составить акт о нарушении, при этом подписать его должны как минимум еще двое жильцов дома. Позже по этому акту можно будет потребовать снижения платы за неоказанные услуги.
Огромную роль играют и органы самоуправления МКД: совет дома, его председатель. При налаженном взаимодействии с управляющей компанией они способны сделать очень многое, контролируя и направляя ее работу.
По материалам департамента муниципального контроля администрации Архангельска, за 11 месяцев 2025 года жилищная инспекции региона составила 104 протокола об административной ответственности управляющих компаний и вынесла столько же постановлений на общую сумму шесть миллионов 50 тысяч рублей. Размер штрафа составляет от 125 до 250 тысяч рублей для юрлица и 50 тысяч - для должностного.