17.12.2025 17:09
Экономика

Креативная индустрия уже сопоставима с АПК по вкладу в ВВП

Текст:  Роман Мерзляков
Российская газета - Экономика Юга России: №285 (9824)
Стратегическая сессия "Креативный код. Волгоград. Цели, приоритеты, возможности" собрала на одной площадке федеральных экспертов, представителей власти и бизнеса региона. Вместе они искали конкретные шаги для развития предпринимательства.
Читать на сайте RG.RU

Креативная индустрия становится ключевым драйвером экономики и социальной среды современного города. Этот бизнес не требует ни сырьевой базы, ни больших инвестиций в оборудование. Нужно нестандартно мыслить и предлагать то, чего на рынке мало или вообще нет.

- Тренд на создание креативного продукта будет нарастать. Это продукт, который имеет добавочную стоимость в виде интеллектуальной собственности. Если вы сорвали с дерева мандарин и продали его, это просто мандарин. Но если вы сказали, что это оранжевая планета, то предмету приписали некоторые качества, - сказал директор по развитию национального агентства "Мой бизнес" Виталий Фатеев.

Маркетинговый фокус с приданием дополнительной ценности цитрусу напоминает уловки Остапа Бендера. Вспомните, как он презентовал чайное ситечко Эллочке Щукиной. Что ж, эту сделку великий комбинатор провернул почти честно, если забыть, что ситечко он попросту украл у мадам Грицацуевой.

В России выделили 16 видов креативной индустрии. Этим занимаются в основном субъекты малого предпринимательства. Более того, к творческому сектору относится до 20 процентов всего микробизнеса. И для всех нужно будет подобрать меры поддержки.

В Ивановской области пройдет семейный фестиваль "Русское Рождество"

Первую стратегию развития креативной индустрии приняли в 2023 году в Орловской области. А в феврале 2025-го это понятие закрепили законодательно на федеральном уровне. Регулятором деятельности стало Минэкономразвития. Волгоградская область выступает пилотным регионом, в котором федеральные эксперты оказывают местным коммерсантам консультационную помощь. Здесь, кстати, также разработан региональный законопроект о развитии креативной индустрии, на утверждение его вынесут до конца года.

- При сырьевой экономике стоимость того, что мы добываем, минимальна. Товарная экономика же подразумевает изготовление чего-то. После этого мы движемся в сторону экономики услуг, стоимость которых выше, чем у товаров на полке. А сейчас мы живем в век экономики впечатлений. Требуется не просто уникальное торговое предложение, а эмоции, которые мы даем потребителю. И здесь все зависит от наших интеллектуальных способностей, как мы чувствуем тенденции, - объясняет руководитель лаборатории креативных индустрий "Сколково" Лидия Рой. - Так, легкая промышленность - это товары. А модная индустрия - это уже экономика впечатлений. И большая разница в цене.

Какие тренды выделяют эксперты? Прежде всего, аутентичность: местный колорит, игра с культурными кодами. Если вспомнить, с каким трудом в большинстве регионов России в общепите приживается национальная кухня, можно ожидать пробуксовки и в нем. Новые инструменты для творчества, безусловно, даст искусственный интеллект. Вообще проявляется тенденция к синтезу искусства и технологий. И через локальную идентичность можно выходить даже на локальные рынки. Если бы японцы в свое время стали подражать Диснею, аниме не завоевало бы мир. А так сложилась альтернатива, сначала признанная на родине, а затем получившая признание за рубежом.

- Мы с большим трудом попали на Сказочную карту России с волгоградским брендом Царевна-лебедь. Перед нами стоит задача его продвигать, чтобы больше была узнаваемость, - говорит директор парка "Русская сказка" Татьяна Павлова. - Мы уже 20 лет работаем в этой индустрии, проводим свои мероприятия. В обосновании легенды указываем на то, что наш музей сказки носит имя Пушкина, придумавшего Царевну-лебедь. Мы находимся в поселке Лебяжья Поляна, у нас на стеле изображена эта птица.

В Волгоградской области к креативной индустрии можно отнести более 3,5 тысячи субъектов малого и среднего предпринимательства. Наиболее распространенные среди них сферы деятельности - реклама и пиар (24 процента от общего числа), ИТ (22), отдых и развлечения (10,5).

- Нашему проекту "Прядильная вечерка" уже три года. Это выставка-продажа, мастер-классы для детей и взрослых, хороводы, посиделки с самоваром. Мы популяризируем пуховый промысел и вспоминаем свои корни. При этом соединяем их с новыми технологиями. У нас есть сервис дополненной реальности, - рассказала представитель Ассоциации развития легкой промышленности и народных художественных промыслов Ирина Килякова. - Пока это районный фестиваль, но мы хотим сделать его федеральным и даже международным.

Стоит задача довести долю креативной индустрии в ВВП России до шести процентов. Чтобы достичь этого показателя, нужны конкретные предложения, выработкой которых деловое сообщество уже занялось. Сейчас креативная доля в национальном продукте составляет три-четыре процента. Но и это уже не так мало, потому что в тех же пределах находится продукция такой традиционно сильной отрасли, как сельское хозяйство.

Малый бизнес Волгоград