19.12.2025 16:47
Общество

IT-компании будут готовить кадры за счет сэкономленных средств

Текст:  Татьяна Самусенко Мария Агранович
Минцифры подготовило проект приказа, который закрепляет обязанность аккредитованных IT-компаний направлять не менее 3% средств, сэкономленных за счет налоговых льгот, на поддержку IT-образования. Эксперты рассказали, что такая инициатива ускорит подготовку специалистов для отрасли.
Читать на сайте RG.RU

Согласно документу, компании могут тратить сэкономленные деньги на образовательные мероприятия. Например, преподавание сотрудников, стажировки студентов, обновление учебных программ, поддержку школьного обучения. Объем обязательных расходов будет ежегодно рассчитывать Минцифры на основе данных ФНС.

Компании будут должны подтверждать конкретные показатели по количеству обучающихся, часов занятий и объему финансирования. Контроль над этим станет частью государственной системы аккредитации. Все спорные моменты будут решаться через Конфликтную комиссию при Минцифры.

"Сегодня россияне активно осваивают цифровые специальности, все больше студентов поступают на IT-программы. Но важно синхронизировать работу образовательных учреждений и запросы будущих работодателей. Чтобы приблизить IT-образование к реальным потребностям отрасли, мы нормативно закрепляем связку "вузы - IT-компании", - прокомментировал инициативу заместитель председателя правительства - руководитель аппарата правительства России Дмитрий Григоренко.

Александра Алешкова, директор департамента образования "Группы Астра", рассказала, что сегодня студент как специалист высокого уровня формируется быстрее благодаря раннему вовлечению в реальные проекты, например, со 2-3-го курсов. Это дает ему ценный практический опыт, при этом возникает соблазн переключиться с учебы на работу.

В 2026 году у россиян появится возможность переноса номера между регионами

"Тут важно сохранить баланс между практикой и полным академическим образованием, иначе у выпускников смогут возникнуть трудности в решении глобальных системных задач, требующих фундаментальных академических знаний, которые дает полный цикл обучения в образовательной организации", - объясняет Алешкова.

По ее мнению, предложенные Минцифры механизмы взаимодействия бизнеса и образования позитивно повлияют на качество подготовки специалистов, но при этом IT-компании будут фокусироваться именно на этих форматах и упустят из вида другие важные направления.

Алешкова отмечает, что важно сохранить комплексный подход: вместе с преподаванием, стажировками и разработкой курсов продолжить обеспечивать учебные заведения необходимыми программными продуктами и уделять внимание повышению квалификации преподавательского состава. В комплексе эти действия помогут выпускать специалистов, соответствующих текущим требованиям рынка, указывает эксперт.

"Стратегически это абсолютно верное решение. В целом мы поддерживаем логику порядка и готовы участвовать в работе с образовательными организациями на разных уровнях. Формально это условие для аккредитации, но по сути - приглашение к более честному партнерству бизнеса и государства в развитии культуры образования. Крупные IТ-компании лучше других понимают, как быстро меняются технологии и какие ожидания рынок предъявляет к новичкам уже в первый год работы", - рассказал Николай Цибульский, руководитель департамента подбора и адаптации персонала "Софтлайн Решения".

Российские IT-компании не спешат внедрять ИИ-агентов в свои процессы

При этом важны форматы, дающие отрасли практический эффект. Например, существует киберполигон в Российском университете транспорта, где студенты отрабатывают противодействие кибератакам на инфраструктуре, максимально приближенной к боевой. Также действует лаборатория "Дизайн среды" в Университете им. С.Г. Строганова на базе российских ноутбуков, чтобы будущие специалисты осваивали цифровое проектирование на отечественном железе еще в период обучения.

"Отдельное направление - совместная работа в сфере ИИ и больших данных, а также регулярные практики, экскурсии, митапы и мастер-классы для студентов. По итогам прошлого года мы трудоустроили 64 выпускника на стартовые позиции", - отмечает Цибульский.

В образовательной среде к инициативе также относятся положительно. Борис Коробец, ректор Дальневосточного федерального университета, рассказал, что самое сильное образование возникает там, где университет и предприятия работают вместе над реальными исследованиями и практическими инициативами. Такой подход позволяет студентам не просто получать теоретические знания, но и на практике осваивать компетенции, востребованные в быстро меняющейся сфере IT.

"Мы ожидаем от партнеров открытого диалога, четкого понимания запроса на конкретные компетенции и готовности включаться в наставничество, стажировки и исследовательские инициативы. Такое сотрудничество позволяет совместно проектировать современное образование, интегрировать реальные исследования и практические задачи в учебный процесс, готовя специалистов, которые способны создавать и развивать технологии будущего, и укреплять технологический потенциал региона", - говорит Коробец.

Образование Минцифры