Большинство крупных продуктовых магазинов в России уже оснащены кассами самообслуживания. И очевидно, что их с каждым годом будет больше. Но некоторые торговые сети идут дальше и создают полностью "умные" магазины, в которых практически не требуется постоянное присутствие персонала.
Самые распространенные среди них - системы самообслуживания и кассы саморасчета. При применении технологии "Выходи и плати" покупатель заходит в магазин, сканирует код из приложения, берет товары с полок и просто уходит. Система автоматически определяет вынесенные товары и списывает деньги с привязанной карты. "Сканируй и плати" - это система, при которой товары с полок сканируются покупателем, а затем на выходе оплачиваются через специальный терминал. Также могут использоваться мобильные кошельки и динамические QR-коды.
Крупная зарубежная компания заявила о развитии формата "Выходи и плати" еще семь лет назад. Однако масштабы оказались далеки от задуманных. Вместо запланированных тысячи точек к 2024 году их было меньше сотни по всему миру, рассказывает директор по развитию департамента e-commerce в ГК "КОРУС Консалтинг" Вячеслав Коган. Оплата списывалась автоматически с помощью системы компьютерного зрения и сенсоров. Однако выяснилось, что "компьютерное зрение" на практике опиралось на труд сотен сотрудников, проверявших до 70 процентов покупок вручную.
Но торговые сети не отступают, рассчитывая на постоянное развитие технологий. Другой зарубежный бренд сделал ставку на технологию "Сканируй и иди". Покупатель пробивает коды товаров своим смартфоном прямо с полки, кладет их в свою сумку, а на выходе сканирует QR-код из приложения на терминале и оплачивает.
"В России формат магазинов без персонала и касс только начинает развиваться, но пилотные проекты уже есть", - рассказал "РГ" директор международной выставки продуктов питания WorldFood Moscow Александр Ежов. Технологию "Сканируй и плати" тестируют в торговых сетях "Пятерочка" и "Перекресток". А наиболее сложную систему выбрала сеть "ВкусВилл". "Компания запустила несколько форматов "умных" магазинов под названием "Без кассира и продавца". Покупатель заходит в магазин через мобильное приложение, сканирует QR-код, берет товары и выходит. Оплата списывается автоматически", - рассказывает эксперт.
Эти форматы перспективны, но они не вытеснят традиционные магазины, считает Александр Ежов. "В ближайшие 5-7 лет они станут стандартом для формата "у дома" в крупных городах и для точек с высокой проходимостью", - говорит он. Однако их доля не превысит 15 процентов. В то же время они задают новый стандарт удобства, подталкивая весь ретейл к цифровизации. Будущее, скорее, за гибридными магазинами, считает Андрей Орлов.
В Москве появляются умные магазины без кассиров