Реализация такого проекта подтягивает за собой развитие смежных отраслей, ускоряет цифровизацию и развитие новых технологий. Кроме того, сокращение времени на дорогу между экономически значимыми городами позволит регионам развиваться более сбалансированно.
Идея создания ВСМ появилась в 1960-х годах. А в 1967 году с конвейера сошел первый скоростной локомотив ЭР-200. Правда, первый пассажирский рейс он совершил только в 1984 году. ЭР-200 мог развивать скорость до 200 километров в час и курсировал по маршруту Москва - Ленинград (Санкт-Петербург) вплоть до 2009 года. Затем его заменили на "Сапсан". В прошлом году президент Владимир Путин дал старт строительству первой линии ВСМ Москва - Санкт-Петербург.
"Проект высокоскоростной магистрали предполагает широкую производственную кооперацию, участие многих трудовых коллективов и инженерных команд, а значит - хороший стимул к развитию получит целый ряд отраслей нашей экономики. Будет сделан еще один шаг в укреплении технологического суверенитета страны", - сказал Владимир Путин.
Также президент подчеркнул, что высокоскоростная магистраль между Москвой и Санкт-Петербургом пройдет по территории шести субъектов Федерации, в которых живут около 30 миллионов человек, а это около 20 процентов всего населения России.
"Задачи, которые поставил президент по этому проекту, позволят создать в России самые современные технологии в высокоскоростном транспортном машиностроении, увеличат технологический суверенитет нашей страны, существенным образом повлияют на возможности жителей быстрее передвигаться не только между двумя столицами, а еще между Тверью и Великим Новгородом, Великим Новгородом и Санкт-Петербургом", - написал в своем телеграм-канале Сергей Собянин.
ВСМ Москва - Санкт-Петербург будет новой железнодорожной магистралью, построенной с нуля. Ее протяженность составит 679 километров, а пассажиропоток - 23 миллиона человек в год. Расстояние между двумя столицами можно будет преодолеть всего за 2 часа 15 минут, что быстрее авиарейса, если учитывать не только время полета, но и дорогу до аэропорта и время на регистрацию и посадку. Курсировать на первой в России ВСМ будут высокоскоростные поезда с максимальной скоростью - 400 километров в час.
Поезда для будущей ВСМ будут производить в Свердловской области. Завод пока строится. Площадь нового производства составит 67 тысяч квадратных метров. Его строительство даст не только дополнительные рабочие места в нашей стране, но и поможет занять лидерские позиции в сфере высокоскоростного движения.
Первые поезда должны сойти с конвейера в 2027 году. Каждый поезд будет состоять из восьми вагонов и вмещать до 460 пассажиров. При необходимости несколько составов можно будет объединить в один. В марте этого года уже было заявлено, что готов опытный образец двигателя для этого поезда. Его испытания должны быть завершены до конца текущего года. Также завершаются испытания элементов ходовой части будущих электропоездов. Разработка различных деталей для нового поезда происходит на нескольких десятках предприятий 20 регионов.
Магистраль ВСМ будет новой в широком смысле этого слова. В частности, отечественными инженерами разрабатываются уникальные рельсы. Эксперты уже заявили, что они не имеют аналогов в мире по точности профиля и прямолинейности. Кроме того, они устойчивы к динамическим нагрузкам и способны выдерживать перепады температур от плюс 60 до минус 60 градусов. Высокие скорости движения поездов предполагают отсутствие швов и стыков. Поэтому при укладке рельсов будут использованы специальные бесшовные технологии. Схема укладки - инновационная, а особое основание под рельсы будет гасить вибрации и равномерно распределять нагрузку.
Железнодорожная магистраль, по которой сейчас курсируют "Сапсаны", будет освобождена для грузовых перевозок. Это даст возможность доставлять грузы быстрее и дешевле, по сравнению с автодорожными перевозками.
ВСМ Москва - Санкт-Петербург станет первой магистралью, но не единственной. Также в планах - строительство ВСМ в Нижний Новгород, Казань, Екатеринбург, Воронеж, Ростов-на-Дону, Адлер, Рязань, Смоленск и Минск.
Эксперты уверены, что высокоскоростные железные дороги способны изменить региональные экономики. Сокращение времени в пути позволит компаниям иначе строить свои бизнес-модели. Появятся больше офисов крупных компаний в регионах, будет дан импульс строительства жилья и инфраструктуры, придут инвестиции.
Несмотря на стоимость реализации проекта - а это 2,35 триллиона рублей, в правительстве уверены, что вложения хорошо окупятся и называют цифру мультипликативного эффекта в 3,5 рубля на каждый вложенный рубль.
"Вырастут занятость и заказы для технологически емких отраслей, можно ожидать хорошие эффекты от импортозамещения, а приток инвестиций в строительство и сопутствующую инфраструктуру даст стимул региональным бюджетам", - отмечает директор по реализации федеральных проектов развития Школы управления "Сколково" Ирина Миронова.
Строительство ВСМ-1 Москва – Санкт-ПетербургДля жителей городов, через которые пройдут ВСМ, это откроет новые возможности. Можно будет учиться или работать в крупных региональных центрах, при этом не уезжая для этого из своего родного города.
"При высокой транспортной доступности компании смогут переносить офисы и производство в более доступные по цене локации, - считает Ирина Миронова. - Так что проект строительства ВСМ только усилит существующий тренд на рост региональной экономической активности".
Эксперты уверены, что строительство ВСМ даст импульс развития многих важнейших отраслей экономики, а также выведет регионы на принципиально новый уровень и, конечно, улучшит качество жизни миллионов россиян.