Социальные услуги гражданам оказывают три социальных холдинга с четырнадцатью филиалами – Городской комплексный центр социального обслуживания населения, Городской центр активного долголетия, реабилитации, Городской центр социальной помощи семье и детям и шесть отдельных социальных учреждений.
При финансовой поддержке департамента в Новосибирске функционируют 26 инфраструктурных сервисов по оказанию специализированных социально-медицинских, образовательных и реабилитационных услуг населению. За 2025 год они обслужили более 4,5 тысячи граждан.
Уже пятый год в Новосибирске и области реализуется система долговременного ухода, маломобильные и немобильные граждане могут воспользоваться услугами сиделок. Всего же на дому социальные услуги получают более пяти тысяч человек.
Один из приоритетов в работе департамента – поддержка участников СВО, в том числе получивших инвалидность в результате боевых действий. С августа 2023 года на левом берегу Новосибирска работает Отделение социальной и медицинской реабилитации для участников СВО. В 2025-м два аналогичных отделения были открыты в правобережье города - в Дзержинском и Октябрьском районах. Эти площадки оснащены самым современным реабилитационным оборудованием для реабилитации граждан с различными видами ранений и травм.
С целью организации равного доступа и шаговой доступности к сервисам социальной поддержки в середине 2026 года будет открыто еще одно отделение - в Центральном округе, а в 2027-м – в Советском районе.
Важным направлением поддержки участников СВО является оказание социальной помощи в виде денежных выплат на первоочередные нужды их семей. С начала специальной военной операции департаментом осуществлены 11 550 выплат на общую сумму 247 миллионов рублей, в том числе в прошедшем году – 4,3 тысячи выплат (83 миллиона рублей).
В Новосибирске продолжается внедрение межведомственного порядка по раннему выявлению детского и семейного неблагополучия. Результаты этой работы характеризует статистика: так, в 2025 году фиксируется тренд на снижение общего количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - на 2,8 процента; количества вновь выявленных детей-сирот - на 23 процента; социального сиротства по причине лишения и ограничения родительских прав - на сорок процентов.
Расходы консолидированного бюджета социальной отрасли Новосибирска в 2025 году составили чуть более семи миллиардов рублей, что на два миллиарда больше, чем в 2024-м. Проект консолидированного бюджета по отрасли «Социальная политика» на 2026 год останется на прежнем уровне.
Прямая речь
Ольга Потапова, начальник департамента по социальной политике мэрии Новосибирска:
- Наш безусловный приоритет – реализация задач по укреплению жизненного потенциала военнослужащих РФ и членов их семей, включая разработку программ и создание профильной городской инфраструктуры социально-медицинской реабилитации участников специальной военной операции, получивших ранения и боевые травмы.
Планируем в наступающем году с коллегами из ответственных подразделений мэрии скорректировать подходы к формированию на территории города доступной среды. Начнем с комплексного мониторинга действующих планов создания безбарьерной среды для людей с инвалидностью и других маломобильных групп населения на социально значимых объектах Новосибирска.
Безусловно, ежегодно в приоритете – исполнение переданных нам государственных полномочий по социальному обслуживанию граждан, организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству и по обеспечению жильем отдельных категорий граждан (лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, многодетных малообеспеченных семей, молодых семей, инвалидов и ветеранов боевых действий).