19.12.2025 07:00
Экономика

Мост через Обь надежно связал Арктику со всей Россией

Текст:  Наталия Тихонова (ХМАО - Югра)
Российская газета - Спецвыпуск: События года №289 (9828)
Событием года в Югре стало открытие нового моста в составе южного обхода Сургута. Он не только повышает транспортную доступность главного нефтедобывающего региона страны, но и является важнейшим звеном двух транспортных направлений: от Тюмени до Салехарда и от Перми до Томска.
Новый мост связал два направления: от Тюмени до Салехарда и от Перми до Томска. / Правительство ХМАО - Югры
Читать на сайте RG.RU

Звучное имя "Звезда на Оби" мосту предложили студотрядовцы, а северяне одобрили, проголосовав за него в соцсетях. Он и правда - звезда инженерной мысли: 16 опор, шесть пролетов по 153 метра, 22 тысячи тонн металла.

К созданию объекта привлекли 89 подрядчиков и поставщиков со всей России: в пиковые моменты количество занятых на площадке превышало 1600 человек. Меньше чем за три года возведен путепровод, четыре малых моста и один длиной 1,7 километра, при этом общая протяженность уникального технического сооружения с автомобильными подходами составляет 45,5 километра.

Общая протяженность уникального сооружения с автомобильными подходами составляет 45,5 километра

Долгие годы здесь автомобильная связь с Большой землей была неустойчивой: зимой использовали ледовые переправы, летом запускали паром. Первый капитальный мост через Обь рядом с Сургутом построили лишь в 2000-м, он даже попал в Книгу рекордов Гиннесса за самый длинный вантовый пролет на одном пилоне, однако на сегодня исчерпал свои резервы. Чтобы не рисковать, фурам доступ сюда ограничили, а ближайшая переправа, которой они могли воспользоваться, находилась в 3000 километрах.

"Звезду Оби" зажгли в 20 километрах выше по течению. Расчетная нагрузка моста составляет 12,5 тысячи единиц транспорта в сутки, в 2,5 раза больше, чем у предшественника. Также проектировщики учли суровость северного климата, поэтому заложили особую систему теплообмена, предотвращающую образование наледи, вантовую и балочную схемы, которые позволяют сооружению выдерживать повышенные нагрузки, и глубокие свайные основания, обеспечивающие устойчивость на сложных пойменных грунтах. Для безопасности смонтированы шумозащитные экраны, системы видеонаблюдения, интеллектуального управления освещением и автоматизированного мониторинга конструкций. Четыре полосы движения в каждую сторону при разрешенной скорости 90 километров в час сокращают время в дороге почти на час и экономят топливо.

Какие энергомощности появятся в Сибири в ближайшие годы

- Это новая надежная связующая нить между Арктикой и остальной Россией, - подчеркивает заместитель губернатора Югры Азат Ислаев. Работы по нацпроекту "Инфраструктура для жизни" финансировались из бюджета региона и резервного фонда правительства РФ. Общие вложения превысили 60 миллиардов рублей. По мнению руководителя Центра развития и размещения производительных сил Института экономики УрО РАН Михаила Петрова, совокупный экономический эффект от нового моста будет намного больше. Современная транспортная инфраструктура обеспечит стабильную деятельность ТЭК, активнее будут развиваться арктические города.

ХМАО Инфраструктура