Звучное имя "Звезда на Оби" мосту предложили студотрядовцы, а северяне одобрили, проголосовав за него в соцсетях. Он и правда - звезда инженерной мысли: 16 опор, шесть пролетов по 153 метра, 22 тысячи тонн металла.
К созданию объекта привлекли 89 подрядчиков и поставщиков со всей России: в пиковые моменты количество занятых на площадке превышало 1600 человек. Меньше чем за три года возведен путепровод, четыре малых моста и один длиной 1,7 километра, при этом общая протяженность уникального технического сооружения с автомобильными подходами составляет 45,5 километра.
Долгие годы здесь автомобильная связь с Большой землей была неустойчивой: зимой использовали ледовые переправы, летом запускали паром. Первый капитальный мост через Обь рядом с Сургутом построили лишь в 2000-м, он даже попал в Книгу рекордов Гиннесса за самый длинный вантовый пролет на одном пилоне, однако на сегодня исчерпал свои резервы. Чтобы не рисковать, фурам доступ сюда ограничили, а ближайшая переправа, которой они могли воспользоваться, находилась в 3000 километрах.
"Звезду Оби" зажгли в 20 километрах выше по течению. Расчетная нагрузка моста составляет 12,5 тысячи единиц транспорта в сутки, в 2,5 раза больше, чем у предшественника. Также проектировщики учли суровость северного климата, поэтому заложили особую систему теплообмена, предотвращающую образование наледи, вантовую и балочную схемы, которые позволяют сооружению выдерживать повышенные нагрузки, и глубокие свайные основания, обеспечивающие устойчивость на сложных пойменных грунтах. Для безопасности смонтированы шумозащитные экраны, системы видеонаблюдения, интеллектуального управления освещением и автоматизированного мониторинга конструкций. Четыре полосы движения в каждую сторону при разрешенной скорости 90 километров в час сокращают время в дороге почти на час и экономят топливо.
- Это новая надежная связующая нить между Арктикой и остальной Россией, - подчеркивает заместитель губернатора Югры Азат Ислаев. Работы по нацпроекту "Инфраструктура для жизни" финансировались из бюджета региона и резервного фонда правительства РФ. Общие вложения превысили 60 миллиардов рублей. По мнению руководителя Центра развития и размещения производительных сил Института экономики УрО РАН Михаила Петрова, совокупный экономический эффект от нового моста будет намного больше. Современная транспортная инфраструктура обеспечит стабильную деятельность ТЭК, активнее будут развиваться арктические города.