20.12.2025 09:00
Власть

Конференция ООН: К борьбе с коррупцией надо подключать искусственный интеллект

Текст:  Михаил Фалалеев
Пока в Европе и Америке бушуют противоречивые страсти вокруг прекращения конфликта между Россией и Украиной, в относительно нейтральной стране Катаре, в ее столичном городе Дохе, состоялась Конференция ООН против коррупции.
/ Из личного архива
Читать на сайте RG.RU

О том, что обсуждалось на 11-й сессии конференции государств - участников Конвенции ООН против коррупции, которая прошла с 15 по 19 декабря 2025 года, "Российской газете" рассказал участник этого форума, исполнительный секретарь Координационного совета генеральных прокуроров государств - участников СНГ Юрий Жданов.

Юрий Николаевич, о чем шла речь на конференции?

Юрий Жданов: Как и следует из ее названия - о самом наболевшем, о коррупции. Незабвенный Виктор Черномырдин говорил, что у нас воруют намного больше, причем нигде не убавляется, такая страна. Но "такая страна" не только у нас. Потому и тема международного форума на платформе ООН - "Формирование честности завтрашнего дня".

По поручению Генерального секретаря СНГ Сергея Лебедева я представлял наше Содружество. В состав делегации Российской Федерации вошли заместитель министра иностранных дел России Дмитрий Любинский, аудитор Счетной палаты Светлана Орлова, руководство соответствующего управления Генпрокуратуры и представители ряда других органов России, так или иначе отвечающих за борьбу с коррупцией. На конференцию прибыли главы антикоррупционных органов, генеральные прокуроры, руководители министерств юстиции и другие отвечающие в своих национальных квартирах за борьбу с коррупцией. Только из СНГ в сессии приняли участие генеральные прокуроры Азербайджана, Киргизии и заместитель генпрокурора Армении.

Приняли более десятка резолюций по разным вопросам, связанным с противодействием коррупции в различных сферах. Некоторые темы отпали еще на стадии согласования, во многом благодаря излишней политизации вопроса. Например, резолюция о журналистских расследованиях. Наиболее важная, так сказать, "изюминка" нынешней Конференции - решение о запуске следующей фазы механизма обзора выполнения Конвенции ООН. В рамках первой фазы страны прошли оценку своих правовых систем, получили ряд предложений по их улучшению. Теперь время взглянуть на то, как они выполняются.

Экс-президент Боливии Луис Арсе взят под стражу по делу о коррупции

А они действительно выполняются?

Юрий Жданов: Напомню, Конвенция ООН против коррупции является единственным юридически обязывающим антикоррупционным документом, который соблюдается практически повсеместно. Что важно, она была разработана при активном участии нашей страны. Каждые два года участники Конвенции собираются для рассмотрения хода ее реализации и обсуждения способов улучшения сотрудничества между странами в борьбе с коррупцией.

Многие участники нынешней конференции поддержали общий подход: к борьбе с коррупцией надо подключать искусственный интеллект.

И все же почему для обсуждения коррупционных проблем потребовался уровень ООН? Ведь каждая страна, если захочет, вполне способна сама определить, кто у нее вор и взяточник, а кто - честный труженик.

Юрий Жданов: Проблема давно выплеснулась за пределы национальных границ. Вот только один из многих аспектов: в мире насчитывается 1,9 миллиарда молодых людей, для которых коррупция перекрывает социальные лифты, ограничивает доступ к образованию, лечению, достойной работе. А это многочисленные проблемы, трагедии, неравенство и несправедливость. Потому борьба с коррупцией жизненно важна для будущего почти четверти населения планеты, и бороться надо сообща.

И это не голословная декларация. На площадке ООН обсуждались такие темы, причем с цифрами и конкретными фактами: взаимодействие правоохранительных, налоговых и иных ведомств, органов отраслевого сотрудничества СНГ в рамках возврата активов; международное сотрудничество в целях получения информации о наличии у проверяемых лиц счетов в банках за рубежом, цифровой валюты, цифровых финансовых инструментов, бенефициарного владения, долей в компаниях, движимого и недвижимого имущества за рубежом; использование информационных технологий и баз данных в предупреждении и противодействии коррупции.

"Налоговые и иные ведомства, органы отраслевого сотрудничества СНГ в рамках возврата активов" - это что?

Юрий Жданов: Это отраслевые органы СНГ, в частности Координационный совет генеральных прокуроров государств - участников СНГ (КСГП), исполнительным секретарем которого я являюсь, Межгосударственный совет по противодействию коррупции (МСПК). И, что очень важно, - Совет руководителей подразделений финансовых разведок (СРПФР). Представляете, какие информационные, технические и правовые возможности открываются перед правоохранительными органами и антикоррупционными структурами, когда они действуют сообща? Сколько украденных и выведенных за рубеж средств и активов могут вернуться в каждую страну - участницу Конвенции ООН?

Противники фон дер Ляйен максимально используют коррупционный скандал против нее

Кстати, обсуждался ли коррупционный скандал на Украине?

Юрий Жданов: Напрямую - нет. Но состоялся острый и для многих нелицеприятный разговор о намерении Европы украсть у России деньги, которые мы зачем-то у них разместили. Тем более передать их намеревались коррупционному киевскому режиму, который часть из них разворует, а часть в виде "отката" вернет евробюрократам. Так что ооновская конференция весьма актуальна.

Заместитель министра иностранных дел России Дмитрий Любинский призвал отказаться от политизации международного антикоррупционного сотрудничества: "Выражаем глубокую обеспокоенность незаконной экспроприацией суверенных активов государств, отсутствием прогресса в возвращении активов. Считаем неприемлемым навязывание условий для репатриации средств преступного происхождения. Это противоречит принципам уважения суверенитета, невмешательства во внутренние дела государств и равноправного сотрудничества".

По словам дипломата, фиксируется "большое число отказов зарубежных стран в удовлетворении по политическим мотивам запросов об оказании взаимной правовой помощи".

Кстати, в тексте итоговой декларации недавнего саммита ШОС в Тяньцзине звучит призыв к международному сообществу "отказаться от предоставления убежища лицам, совершившим коррупционные преступления".

Про искусственный интеллект - как его предполагается использовать?

Юрий Жданов: Есть примеры. Наиболее яркий - Китай. У Китая есть опыт - он одним из первых в мире начал использовать ИИ для контроля за банковскими транзакциями. Одна из таких систем - Zero Trust. Она анализировала огромные объемы финансовых данных, подозрительные переводы, резкие изменения в доходах и необычную активность на счетах. Одновременно эта система изучала поведение людей в социальных сетях - например, неожиданные покупки, связь с известными коррупционерами или признаки роскошного образа жизни, которые не соответствуют официальным доходам. Ну, а при обнаружении подозрительных схем Zero Trust автоматически отправляла сигнал правоохранительным органам.

Каковы результаты?

Юрий Жданов: В антикоррупционной кампании на основе ИИ китайцы применили такой инструмент, как DeepSeek. В результате в марте 2025 года в муниципалитете Суйхуа провинции Хэйлунцзян произошло поразительное открытие: следователи, используя "модель большого языка" DeepSeek для анализа данных о пособиях по старости, выявили сеть мошеннических заявлений, связанных с "зомби-аккаунтами". Трое умерших людей продолжали получать государственные субсидии. Выяснилось, что за этими фальсифицированными заявлениями скрывалась целая коррупционная сеть - сговор как внутри, так и за пределами госслужбы.

Китай борется с коррупцией по принципу "Бей своих, чтобы чужие боялись"

Что важно, инструменты на базе ИИ теперь демонстрируют способность раскрывать подобные схемы гораздо быстрее, чем "ручные" расследования. Есть примеры, когда DeepSeek всего за 72 часа выявлял сеть взяточничества, проходившую через 20 подставных компаний. Вручную раскрытие такой коррупции заняло бы месяца три.

Применение ИИ способствует "очищению" руководящих рядов?

Юрий Жданов: Безусловно. Взять тот же Китай. С 2012 года антикоррупционная кампания председателя КНР Си Цзиньпина привела к расследованию и дисциплинарным мерам в отношении миллионов лиц, включая высокопоставленных деятелей. Международные операции Пекина, такие как Fox Hunt, являющиеся частью антикоррупционной кампании Skynet, привели к аресту и экстрадиции тысяч беглецов и возврату миллиардов незаконных средств. Национальная надзорная комиссия, созданная в 2018 году, усилила надзор за членами партии и государственными служащими.

По данным гонконгской газеты South China Morning Post, антикоррупционная кампания в Китае вновь активизировалась с 2024 года: под следствие попали 56 высокопоставленных чиновников, что на 25% больше, чем в прошлом году. В целом Центральная комиссия по проверке дисциплины расширила сферу своей деятельности, сосредоточившись на центральных ведомствах, государственных предприятиях и армии, стремясь искоренить коррупцию на высших уровнях власти.

Китайские правоохранительные органы выяснили, что в государственных предприятиях резко возросло число случаев коррупции: в 2024 году расследование проводилось в отношении шести руководителей. Особенно пострадали авиационная и оборонная отрасли - под следствием уже находятся десятки руководителей высшего звена, включая Тань Жуйсуна, бывшего председателя Китайской корпорации авиационной промышленности. Расследования распространились и на нефинансовые государственные предприятия, поскольку власти стремятся усилить контроль над стратегическими отраслями.

СК РФ держит на особом контроле расследование уголовных дел о коррупции

И на армию?

Юрий Жданов: На армию - в первую очередь. Особое внимание в Китае уделяется Ракетным войскам НОАК, которые контролируют ядерный арсенал Китая. В опубликованном в марте этого года ежегодном отчете о работе правительства Китая обсуждались укоренившиеся проблемы с коррупцией в армии. Прозвучал призыв к "углублению политической санации" в оборонном секторе и не только. Отстранены от должности несколько высокопоставленных чиновников, включая бывших министров обороны Ли Шанфу и Вэй Фэнхэ, члена Центрального военного совета Мяо Хуа, министра юстиции Тан Ицзюне и в довесок - министра сельского хозяйства Тан Жэньцзяне и руководителя национального спорта Гоу Чжунвэне.

Применение ИИ в борьбе с коррупцией ни у кого не вызывает сомнений?

Юрий Жданов: Еще как вызывает! Беда в том, что он может ошибаться, лгать, работать против следствия и даже содействовать преступнику. Все зависит от того, какую информацию, программу, техзадание в него заложат. То есть от людей, которые могут предоставлять ложную, неполную, ошибочную информацию. Да, бывает, ошибка вкрапляется случайно, непреднамеренно. Невольная оговорка может закрасться в статистике, бухгалтерских расчетах, банальная так называемая глазная ошибка - "замыленный взгляд", наконец, - опечатка (палец ткнул не в ту букву в клавиатуре). Всякое бывает - пресловутый человеческий фактор. Однако ИИ пока все воспринимает не критично, всерьез.

Но есть прецеденты, когда дезу вливают по злому умыслу. Диапазон - широчайший. Может сказаться предвзятость в проведении соцопросов, в политических, расовых или гендерных предпочтениях, даже в корыстной подтасовке необходимости, скажем, муниципальных работ или госзакупок. Например, программист намерен увеличить смету, чтобы присвоить разницу. В результате ИИ вполне способен взять под подозрение невиновного человека и при этом не заметить коррупционные действия кого-то другого. Нередко отсутствует прозрачность действий ИИ, нет понимания алгоритма принятия им решений. Резюме: надо разрабатывать на международном уровне правила игры, особенно - контроля за ИИ. Для этого конференция ООН - идеальная площадка.

Захарова назвала Могерини "мелкой мошкой" на фоне масштабов коррупции в ЕС
Правоохранительная система В мире