Некий водитель из Тамбовской области был осужден на два года колонии за то, что сбил пешехода. Насмерть.
Важная деталь: пешеход сам грубо нарушил правила, решив перебежать дорогу не там, где положено. Обвинение сочло, что водитель был обязан вовремя заметить человека на дороге и принять все возможные меры к снижению скорости - вплоть до остановки. Такие выводы были сделаны в том числе на основе следственных экспериментов и автотехнической экспертизы. Иными словами, у водителя была возможность ударить по тормозам, это юридически признанный факт.
Суды учли, что водитель пытался оказать помощь потерпевшему, вызвал скорую помощь. Однако перечень обстоятельств, смягчающих наказание, не является исчерпывающим, разъясняет Верховный суд РФ. Из материалов уголовного дела следует, что пешеход пересекал проезжую часть вне пешеходного перехода, который находился в 70 метрах от места ДТП. Поэтому наказание водителю было снижено до полутора лет лишения свободы.
Практика Верховного суда по отношению к таким происшествиям несколько поменялась за последнее время. Хотя у нижестоящих судов все остается без перемен: есть пострадавший пешеход - есть наказание. А нарушал ли он правила - это обычно не учитывается. Но вот теперь вектор повернулся: Правила дорожного движения должны соблюдать все.
В ситуации, когда водитель сбил пешехода, тем более насмерть - уголовная статья за причинение смерти по неосторожности будет.
В Уголовно-процессуальном кодексе четко прописано, что противоправное поведение потерпевшего принимается во внимание и может рассматриваться как смягчающее обстоятельство. Перечень смягчающих обстоятельств не ограничен, в отличие от перечня отягчающих
- В данной истории Верховный суд обратил на это внимание, - пояснил юрист Лев Воропаев.
Что получается? Если пешеход бросился под колеса машины, то водитель однозначно становится виновником аварии и несет уголовную ответственность? Нет. Все гораздо сложнее. При возбуждении уголовного дела надо провести массу экспертиз. В том числе трасологическую.
- Надо учитывать, была ли возможность у водителя остановиться при появлении препятствия в виде пешехода, - говорит адвокат Сергей Радько. - В данном случае экспертизы установили, что была. Но если бы такой возможности у водителя не было, например пешеход просто бросился под колеса, то не было бы и уголовной ответственности.
Уголовное право и административное - две разные вещи. В Кодексе об административных правонарушениях вовсе не прописано, что нарушение правил пешеходом может считаться смягчающим обстоятельством.
Тем не менее ранее Верховный суд освободил от ответственности водителя, сбившего пешехода, который получил легкие травмы. Но пешеход переходил дорогу в неположенном для этого месте. А инспектор ДПС не назначил экспертизу. Но это право инспектора. Ведь если водитель правил не нарушал, а нарушил пешеход - зачем нужна экспертиза? Она назначается, когда ни инспектор, ни суд не могут понять, кто что сделал не так, чтобы избежать ДТП.
Кстати, ранее у нас были вовсе курьезные случаи. Человек случайно переехал пьяного пешехода, лежащего на дороге. Однако экспертиза установила, что у водителя была возможность заметить лежачего и предотвратить наезд. А поведение пешехода в данной ситуации роли не играло, решил суд.
Был и другой случай: водитель, пытаясь припарковаться возле дома, сдавал задним ходом и проехался по спящей в высокой траве около забора нетрезвой женщине. Женщина погибла. А суд осудил водителя на пять лет колонии, потому что был не осмотрителен.
Что же касается случаев с причинением легкого и среднего вреда здоровью, то тут адвокаты советуют сразу предлагать им помощь и возмещение ущерба. Деятельная помощь может помочь избежать сурового наказания в виде лишения прав.