22.12.2025 20:25
Общество

Матери и жены бойцов предлагают сформировать женский батальон

Текст:  Анна Ковалева ("Российская газета", Крым)
Российская газета - Федеральный выпуск: №291 (9830)
Слишком длинные волосы мешают на передовой, знаю по себе. А еще Виктория похудела в армии на 15 килограммов: попробуйте в 50 лет целыми днями бегать в бронежилете. А ее подруга Зоригма вообще раньше никогда не держала в руках оружие - теперь собирает автомат Калашникова на скорость. Они могли бы спокойно жить дома, печь пироги, отсылать их на фронт своим сыновьям и мужьям и молиться за них. Но вместо этого Зоригма Гылыкова из Бурятии и Виктория Гусаревич из Крыма служат в мужском батальоне в Севастополе. Без зарплаты, просто добровольцами. И мечтают попасть на фронт.
Виктория Гусаревич (слева) из Крыма и Зоригма Гылыкова из Бурятии защищают полуостров от нападения с моря. / Анна Ковалева
Читать на сайте RG.RU

В их чате уже сотни сообщений от таких же женщин. И с просьбой создать женский батальон они обратились к президенту России. По официальной статистике, в армии служат 350 тысяч женщин, из них 45 тысяч имеют воинские звания, 5 тысяч - офицеры. Тысяча женщин служат сегодня в зоне СВО.

А здесь, в Севастополе, ветерок треплет пряди волос, выбивающихся из-под военного шлема. В воздухе смесь соленого моря, пыли и запаха машинного масла. По дороге проезжает УАЗ "Патриот" с севастопольскими номерами и с темными стеклами. Это бойцы из 12-го стрелкового батальона "Севастополь" (входит в добровольческий отряд "БАРС-Крым). Это что-то вроде стратегического резерва минобороны. Здесь добровольцы на пару недель в месяц меняют гражданку на военную форму и встают на защиту побережья от нападения с Черного моря. Бесплатно. И вот в этом сугубо мужском мире - две женщины. Одна с позывным "Гэсэр" - взяла имя у героя из бурятских эпосов. А вторая - "Гусар", просто сокращение от ее фамилии Гусаревич. Они стоят на блокпосту по 12 часов в бронежилетах и с автоматами - сложно поверить, что женские плечи месяцами выдерживают такую тяжесть.

Сапер Андрей Кудряков рассказал о ценности животных в зоне СВО

Гэсэр 43 года. Приехала из Бурятии за 7 тысяч километров, чтобы быть ближе к мужу, который сейчас на фронте. Гусар - 50. Она местная, в ней течет русская, киргизская, украинская и польская кровь. Сын - выпускник кадетского корпуса, сейчас на СВО где-то в Запорожской области. - Хотела воевать вместе с мужем, - говорит Гэсэр. - Два года ходила по военкоматам в Новосибирске и у себя в Улан-Удэ. Везде одно и то же. Для женщин, говорят, нет ни мест, ни подходящей военной специальности. В военкомате мне говорили: "Можем взять поваром, готовить солдатам еду, а лучше идите домой. Внуков нянчить".

Их судьбы, как и судьбы многих женщин в стране, очень похожи. Одни вяжут носки, собирают гуманитарку, читают молитвы в церквях. Другие отдают последние сбережения на фронт. Но есть и те, кому этого мало. Кто хочет быть на передовой. Именно это и привело их в чаты, где сотни таких же женщин ищут возможность попасть в армию. - Желающих много, - говорит Гусар. - И молодые, от 25 лет, как выпускница юрфака из Питера, и даже за 50, как продавщица из "Пятерочки" в Воронеже. Из Донецка, Оренбурга, Перми и даже Магадана.

Мать участницы СВО из Башкирии рассказала о своей дочери

Говорят, у войны не женское лицо. Но сама война стала другой. Теперь она переместилась на экраны мониторов и пультов беспилотников, РЭБ и цифровой связи. - Мы не хотим идти в штурмовики или танкисты, - рассуждает Гэсэр. - Готовы стать операторами БПЛА. У женщин есть внимание к деталям и терпение. Можем стать специалистами РЭБ, или зенитчицами, например, стрелять из орудий. И предлагаем это не сгоряча, а взвесив все.

Гусар пришла добровольцем в июне, весила 71 кг, а сейчас 56. Весь день с автоматом, марш-броски, полигон. Говорит, у нее даже проблемы со спиной прошли. Обе женщины даже обучились за свои деньги курсам тактической медицины и саперному делу в центре подготовки "Архангел".

У Гэсэр мечта оказаться на фронте, как и ее муж. У Гусар - служить рядом с сыном. Она мать четверых детей - у нее еще три дочери, которые занимаются карате.

Гусар написала обращение на сайт президента Путина с просьбой рассмотреть возможность формирования женского батальона. И название для батальона уже придумали, в честь Марии Бочкаревой, которая в Первую мировую войну создала первый женский батальон. Туда шли студентки, учительницы, служанки, жены и сестры солдат. Никаких особых условий: обычная солдатская форма, сапоги, баня раз в неделю - и все. Подъем в пять утра, отбой в десять. За проступки комбат многих отправляла домой. Особенно тех, кто заводил отношения с мужчинами. Тем же вечером мы посмотрели фильм "Батальонъ". Командира Марию Бочкареву играет Мария Аронова. В фильме девушки брили головы наголо. Шли воевать не только простые, даже из знатных семей, дочери генералов, дворянки. Самая известная - Мария Скрыдлова, 18-летняя дочь адмирала, командовавшего Черноморским флотом. - Дело не в том, чтобы на СВО заменить мужчин, - говорит Гусар. - Это у нас в крови. Моя бабушка Гусаревич Раиса Кирилловна прошла Сталинградскую битву: в дивизии генерала Чуйкова была медсестрой.

Мать пропавшего без вести бойца помогает жителям сел в Запорожской области
Образ жизни Республика Крым Севастополь