В официальном Telegram-канале киберполиции сообщается, что мошенники размещают объявления о простой удаленной работе в группах и каналах в мессенджерах.
"После отклика человека переводят в отдельную переписку или беседу и предлагают заработок на продаже подарочных сертификатов через онлайн-площадки. Исполнителю отводится роль посредника: он размещает объявления, получает деньги от покупателя, удерживает небольшой процент "вознаграждения", а остальную сумму переводит третьему лицу", - предупреждают в управлении по организации борьбы с противоправным использованием информационно-коммуникационных технологий МВД РФ.
При этом покупателю передают недействительный или нерабочий подарочный сертификат.
"После жалобы и требования вернуть деньги организаторы схемы сообщают, что разберутся и якобы сами компенсируют ущерб, однако фактически в этот момент общение прекращается. В результате ответственность перекладывается на исполнителя, который либо возвращает средства из собственных денег, либо рискует оказаться соучастником преступления, - говорится в сообщении. - После инцидента мошенники удаляют переписку, меняют названия и оформление каналов. В итоге человек остается с убытками и риском вовлечения в конфликт с покупателем, невзирая на то что его действия полностью соответствовали условиям предложенной "работы". Будьте осторожны при поиске работы, а подарочные сертификаты лучше приобретайте в официальных магазинах".
Признаки мошеннической схемы: подработка без договора, общение в мессенджерах, продажа подарочных сертификатов через посредника, просьбы срочно переводить деньги третьим лицам через СБП.
Кроме того, в киберполиции дали рекомендации на случай взлома аккаунта во "ВКонтакте". При подозрении на взлом учетной записи необходимо в первую очередь завершить все сеансы на неизвестных устройствах. В качестве следующего шага в МВД рекомендуют смену пароля. Далее, как следует из рекомендации, нужно установить двухфакторную аутентификацию при входе в аккаунт. В МВД также обратили внимание, что пресечь взлом своей страницы и обезопасить ее можно как через мобильное приложение, так и через веб-версию "ВКонтакте".
Еще важная информация: в МВД РФ рассказали, как быстро распознать телефонного мошенника. Один из главных признаков - тот факт, что неизвестные сами выходят на связь под видом сотрудников Центробанка, налоговой службы, правоохранительных органов или портала "Госуслуги". Это следует из материалов МВД, с которыми ознакомился ТАСС.
В них говорится, что звонивший в любом из обозначенных образов начинает говорить о деньгах. Речь может идти о предложении спасти сбережения, получить компенсацию, вложиться в инвестиционный проект или срочно "оплатить долги". Это является еще одним признаком того, что дело человек имеет с мошенником.
Третьим признаком, помогающим распознать аферистов, в МВД назвали просьбы сообщить личные данные: реквизиты банковских карт, коды из СМС, логины или пароли. Также мошенники часто оказывают психологическое давление, ставя условия и торопя человека. Цель такой тактики - лишить жертву времени на раздумья или возможности посоветоваться с близкими. Еще один тревожный сигнал - требование собеседника сохранять содержание разговора в тайне.
Мошенники также часто играют на эмоциях. Они могут сулить внезапную выгоду или, наоборот, запугивать уголовным преследованием. В МВД подчеркнули: если в ходе телефонного разговора с неизвестным вы заметили подобные признаки, нужно немедленно прекратить общение и обратиться в полицию.