В России стеклянные игрушки с ручной росписью теснят пластик
Промысел изготовления елочных игрушек уходит своими корнями в городской округ Клин Московской области, и начался он со стеклянных бус. Вот уже более ста лет это украшение выпускает старейшее предприятие по выпуску елочных игрушек фабрика "Елочка". Здесь же в Клину находится и единственный в России музей елочной игрушки "Клинское подворье".
Пустяшное дело
Считается, что история знаменитой клинской елочной игрушки началась со стеклянных пузырьков и светлейшего князя Александра Сергеевича Меншикова, правнука сподвижника Петра I - рассказывает нам историю зарождения промысла хранитель фондов музея елочной игрушки "Клинское подворье" Светлана Александровна Копейкина. В 1848 году князь открыл в своем имении Александрово стекольный завод, где собирался выпускать лампы и пузырьки для парфюмеров и аптекарей.
Крестьяне окрестных деревень, работавшие на этом заводе, овладев навыками ремесла, совместно с женами со временем начали создавать самостоятельные мастерские у себя на дому. На маленькой горелке выдували самые простые изделия - бусинки, жены их красили, а дети нанизывали на конский волос.
Из-за простоты и доступности материалов производство первых игрушек называли "пустяшным делом", говорит Светлана Александровна.
По ее словам, уже в 1896 году стеклянные бусы как украшение для рождественских елок были представлены на XVI Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде. С тех пор и пошла слава клинских елочных игрушек. Чтобы начать "пустяшный" промысел на дому, требовалось купить всего лишь керосиновую горелку. Поэтому вскоре этим бизнесом в Клину занялись десятки мастеров, а самые предприимчивые открыли мастерские, где работал уже не только хозяин, но и наемные работники.
После революции частные предприятия были ликвидированы, но стеклодувный промысел сохранился. Кустари-одиночки объединялись в артели, затем они превратились в фабрики, которые потом объединили в одно производство - фабрику "Елочка".
Дыхание мастера
Технология клинского стекольного промысла за столько лет почти не изменилась, по сути, на смену керосиновым горелкам пришли газовые. Рядом с мастером-стеклодувом Татьяной Глебовой тонкие трубки из стекла (стеклодроты). Она нагревает их в пламени горелки при температуре 500-800 градусов, затем из них выдувается игрушка. Сегодня у Татьяны одна из самых популярных игрушек - кот в сапогах. Со стороны все кажется очень просто. Интересуемся у Татьяны, может ли эту работу выполнять робот.
"Нет, конечно! К каждой игрушке нужен свой подход, это надо чувствовать, где прогреть больше, где меньше, как выдувать, это все интуиция и доли секунды, рассчитать невозможно, - улыбаясь, говорит Татьяна. - Я уверена, что робот не справится, ведь у каждой игрушки свое дыхание мастера".
Стеклодувы на фабриках создают елочные игрушки, сохраняя старинные традицииСтать стеклодувом в детстве Татьяна не мечтала, но в 19 лет попробовала выдувать игрушки, и вот уже более 20 лет это стало делом ее жизни. Любимых игрушек у нее нет, потому что каждая, по-своему, особенная. По словам Татьяны, самая сложная для нее игрушка была машинка и паровозик, а больше всего пришлось выдувать шишки, они всегда пользуются популярностью.
"Стеклодувом быть сложно, это опасная профессия, открытый огонь и хрупкое стекло, малейшая ошибка, и стекло разлетается. Сейчас в основном в профессии одни женщины", - рассказала Татьяна. По ее словам, мастерству стеклодува не обучают ни в одном учебном заведении, поэтому фабрика готовит себе сотрудников сама. Желающих немного и получается не у всех, а стеклодувов все меньше, например, одну из самых сложных для выдува игрушек - самовар, делают только два мастера.
Елочные игрушки у стеклодува выходят абсолютно прозрачными. Краска на стекло ложится плохо, поэтому заготовки отправляют на металлизацию, это единственный процесс на фабрике, который не проводят вручную. Стеклянные фигурки покрывает алюминием специальная машина. Сырьем служит обычная фольга, которая в вакууме и под высоким напряжением превращается в пыль и оседает на стеклянной поверхности. Затем покраска и игрушка отправляется в руки мастеров росписи. Работа тоже кропотливая, почти ювелирная, поэтому каждая игрушка, несмотря на заданный сюжет, узор или фигурку, неповторима.
Новогодняя модница
Законодателем моды на елочные игрушки изначально была Германия, ведь традиция украшать елку пришла именно из этой страны в начале XIX века. По началу не существовало елочных игрушек в их привычном понимании - на дерево вешали все, что хоть немного напоминало декор и было красивым: банты, ювелирные украшения, свечи, пряники, фрукты. Затем, когда появились игрушки, елку было принято обязательно украшать Вифлеемской звездой, игрушками в виде ангелов и райских яблок, рассказывает Светлана Копейкина. Традиционные цвета были красно-желтые, они символизировали богатство и успех. Со временем мода, политические события - все накладывало свой отпечаток на то, как выглядели елочные украшения.
"Например, во время правления Никиты Сергеевича Хрущева на елках страны появились початки кукурузы, всевозможные фрукты и овощи, - рассказала Светлана Копейкина. - Сейчас эти игрушки снова очень популярны, особенно кукуруза. Первый полет человека в космос принес новую моду - игрушки в виде космонавтов и ракет".
В музее "Клинское подворье" можно увидеть все этапы развития промысла - от дореволюционных елочных украшений до современных авторских коллекций. Экспозиция размещается в 12 тематических залах. Также можно почувствовать себя художником и, взяв в руки кисть, сделать свою неповторимую игрушку.
Сегодня можно украшать елку как только нравится. Кто-то это делает самостоятельно, а кто-то приглашает дизайнеров. Считается, что для благополучия в Новом году на елку обязательно надо повесить новую игрушку. "Раньше игрушки были дорогие, поэтому покупали их немного, отсюда и пошла традиция, что для удачи в новом году надо повесить на елку новую игрушку, - поясняет Светлана Копейкина. - Если семья была состоятельная, покупалась дорогая стеклянная игрушка, которая потом становилась фамильной, как драгоценные украшения. Их вешали на елку, и гости не могли забрать такую игрушку. Тогда как все остальное, чем украшалась елка, можно было взять как подарок. Если достаток был невысоким, игрушку делали сами, часто всей семьей. Эти игрушки также берегли". По словам Светланы Александровны, сейчас многие считают, что на елку обязательно надо повесить символ года, но это не так. Игрушка, как и раньше, должна радовать и может быть сделана с ребенком или близким вам человеком.
Ретро-ажиотаж
В последние годы одними из самых популярных являются формовые игрушки, а раньше покупались шары. В лидерах: котики, белочки, зайчики, собачки, ежики, лягушки, символы Нового года, сказочные персонажи, особенно Щелкунчик и Мышиный король, рассказывает нам заместитель директора магазина елочных игрушек фабрики Елена Василькова.
"В этом году просто ажиотаж на ретро-игрушки. Это восстановленные игрушки, которые были раньше в Советском Союзе, но потом не производились. Каждый год у нас новая коллекция. В этом году: тузик, мурзик, киска-копилка, кот шалунишка, стеклянные конфеты, дирижабль и космос с символикой СССР - это все игрушки, которые выпускались в разные годы в Советском Союзе и были тоже очень популярны", - рассказала Елена Василькова. По словам замдиректора магазина, традиционно под новый год пользуются популярностью и подарочные наборы. Дарить такие наборы стало модно, ведь игрушки ручной работы стоят недешево.
"За последние годы можно с уверенностью сказать, что стеклянные игрушки, особенно с ручной росписью, снова в моде. Люди все меньше покупают пластиковые игрушки. А герои любимых советских мультфильмов и детских книг вновь возвращаются на елку, вытесняя западных персонажей", - отметила Елена Василькова. На фабрике, в музее и магазине уверены, что елочная игрушка будет популярна всегда и останется украшением елки и символом Нового года.
Игрушки из Беларуси идут даже в ГУМ в Москве
Директор единственной сегодня в Беларуси фабрики елочных игрушек Андрей Бегун когда-то решил привозить из путешествий не магнитики на холодильник, а новогодние украшения. Сначала это было просто увлечение, но коллекция росла, пополняясь диковинками из Конго, Перу и даже Новой Зеландии. Вскоре для нее понадобилась целая музейная экспозиция. Теперь каждый декабрь в Национальном историческом музее гости могут увидеть эти сокровища. Но почти сразу же возник вопрос: а где среди заморского великолепия белорусская игрушка? И Андрей Бегун взялся за собственное дело.
На фабрике "ГРАЙ" будущих "жителей" елки создают из стекла, фанеры и материала собственной разработки - поликерамики. Удивительно легкая, она позволяет проработать детали игрушек, например, усы котенка или морщинку снеговика. Привычного для промышленных предприятий конвейера здесь нет - каждая игрушка проходит длинный ручной путь. Начинается он с 3D-модели, по которой делают мягкую силиконовую форму. В литейном цехе ее заполняют специальным составом (той самой поликерамикой) и помещают в установку для равномерного распределения. Чтобы поверхность стала идеально гладкой для росписи, после каждую фигурку зачищают.
В художественном цехе над игрушками работают 20 девушек, задача у каждой своя. Начинается процесс с нанесения базового слоя с помощью аэрографа. А дальше за отдельными столами девушки выводят узор: одна аккуратную рисует клетку на шарфике, другая тонкими штрихами создает пушистую шерстку, третья рассыпает по фигурке блестки. Чтобы рисунок со временем не потерял лицо, изделия окунают в специальный состав и покрывают лаком. После полного высыхания - а это где-то 10 часов - игрушка отправляется на упаковку. К ней, кстати, тоже подход серьезный: коробки плотные, с амортизацией, чтобы украшение доехало в магазин без приключений.
Сегодня в арсенале фабрики около 500 оригинальных моделей - от советского перекидного календаря и коньков до снеговиков и котиков. За год выходит более 300 тысяч игрушек.
"Мы живем на год вперед. Пока все готовятся встречать Огненную Лошадь, мы уже последних коней дорисовываем. А с января начнем работать над символом 2027-го - козликами", - говорит директор.
Ассортимент ежегодно обновляется примерно на треть за счет символа года и новых проектов. В этом сезоне таким стала коллаборация с "Союзмультфильмом".
"Пройти отбор студии было непросто: конкуренция сильная, доверяют далеко не всем. Пока в продаже только одна игрушка - телевизор с зайцем из "Ну, погоди!". Но он уже стал абсолютным хитом сезона. Еще несколько моделей отправили на согласование", - добавляет Андрей Бегун.
Игрушки расходятся по всей Беларуси, найти их можно во всех крупных универмагах. Часть уезжает даже в московский ГУМ. По словам директора, фабрика сознательно держит демократичные цены, чтобы это маленькое новогоднее удовольствие каждому было по карману. Бюджетные варианты стоят около 8 белорусских рублей (217 российских), самые сложные - примерно 30 (815 российских рублей). Конечно, свой процент добавляют к цене магазины, но в меру, чтобы продать игрушки и не испортить покупателям новогоднее настроение.