Ветковский район - территория особенная. Сюда в давние времена, спасаясь от религиозных гонений, бежали с московских земель старообрядцы и основали свое поселение - Ветку. А когда молва о богатых природных угодьях широко распространилась, старообрядцы хлынули в эти края потоком. Их традиции и уклад очень сильно повлияли на культуру региона. Появились свои собственные стили иконописи и книгопечатания. Здесь сложилось несколько уникальных традиций ткачества, самая известная из которых - неглюбская.
Центром ее стала одноименная деревня, но территориально традиция выходит за ее пределы и продолжается даже на территории России - в Верещаках Новозыбковского района.
Еще 30-40 лет назад ткацкие станки стояли в каждой хате. Мастер из Неглюбского сельского центра ткачества Татьяна Суглоб рассказывает:
- Мама всегда ткала, а я стояла сбоку, смотрела, помогала. Как подросла - помогала постилки ткать, а в школе бежала в кружок ткачества, как сегодня на каждой переменке прибегают к нам в центр современные школьники.
Весь дом был наполнен ткаными салфетками и постилками, а "кут" - угол, где висели иконы, - обязательно украшался рушниками. Яркими, узорными, мимо которых просто так пройти невозможно - обязательно остановишься и залюбуешься, будто картиной. Потому что вкладывали в них мастерицы всю душу. Говорили: если настроение плохое, за работу лучше не садиться.
- Уникальность неглюбской техники в том, что ткут рушник с изнанки, - рассказывает мастер Людмила Ковалева. - Только когда изделие полностью готово, мы можем увидеть его лицевую часть.
Узоры повторяются на рушнике в особом ритме, словно слова в молитве, которую читает человек. И ни один знак не попадает туда просто так. Местные говорят, что мастерицы просто ткали все, что видели вокруг. Но исследователи доказали: постепенно придавая окружающим предметам и явлениям определенную геометрическую форму, ткачихи закладывали в рисунок глубокий смысл.
Ветковский музей старообрядчества и белорусских традиций занимается изучением неглюбского ткачества с 1979 года. В нем хранятся 314 рушников, созданных в Неглюбке. Младший научный сотрудник Светлана Петришенко с особой гордостью показывает первую витрину экспозиции:
- Здесь у нас рушники 1920-1930-х годов. Один из них соткала моя бабушка Ефросинья Ковалева. Когда его отдали в музей, меня еще на свете не было. Кстати, специалисты насчитывают более 200 символов, которыми мастерицы наполняли рисунок.
Один из самых популярных - знак "кручча", крючья - размещен на государственном флаге Беларуси и обозначает колосья, урожай, обновление. Есть на рушниках ромбы - символ женского начала и незасеянного поля. Если в центре появляется небольшой крестик (мужской знак, знак огня, знак семени), то вместе они уже символизируют союз между мужчиной и женщиной, новую семью. Ромб с четырьмя точками - вспаханное и засеянное поле. Сменяются времена года, колоски наливаются, и на рушнике это уже ромб с крючками - колосками.
Елка всегда была в Неглюбке традиционным свадебным символом. Паук в погонах - домашний защитник. "Крывуля" (волны, зигзаги. - Прим. ред.) - знак воды, а если соткать его сверху вниз, то означать он будет воду, которая падает с неба. За каждым ткаческим сюжетом стоят самые главные ценности: семья, любовь и продолжение рода.