Дорогу длиной 7,5 километра от примыкания к трассе Анастасино - Дивасы с выходом на Минское шоссе строит ОАО "Дорожно-строительный трест № 1" из Беларуси, а точнее, его филиал в Смоленском районе. Цена контракта, заключенного в начале лета, - около 796,4 миллиона рублей. Первый этап, проектирование, был рассчитан до 30 ноября текущего года. Собственно строительство должно было начаться с декабря. По факту оно уже идет полным ходом.
По состоянию на третье декабря "ДСТ-1" выполнил работы в среднем на 30 процентов, или на 218 миллионов рублей, сообщили "РГ" в правительстве Смоленской области. В тресте в конце ноября оценивали уровень исполнения в 259,7 миллиона, или 32,6 процента от цены контракта.
- Мы насчитали на объекте 18 работников и четыре десятка дорожных машин и самосвалов. При этом специалисты треста отметили, что аванс по допсоглашению от 12 сентября 2025 года в размере 159,3 миллиона рублей до сих пор не перечислен. Предприятие было вынуждено вкладывать собственные средства, тем самым кредитуя заказчика, что осложнило закупку материалов, - рассказал член штаба, эксперт ОНФ Николай Яров.
Чиновники уверены, что заказчик - СОГБУ "ГлавСмолДорСтрой" - проводит все расчеты по контракту, в том числе в части выплаты аванса, согласно действующему законодательству.
Эксперт отметил, что подготовка к асфальтированию на "белорусском" участке проведена достаточно успешно, но нет никакой необходимости спешить и асфальтировать дорогу в этом году. Погодные условия уже стали нестабильными, и подрядчику снова придется вкладывать собственные средства.
"В соответствии с проектом и утвержденным графиком производства работ укладка асфальтобетонной смеси запланирована на период с 11 мая по 25 июня 2026 года", - уточнили в правительстве региона.
Представители треста и субподрядной организации (ООО "РегионДорСтрой") на условиях анонимности рассказали общественникам о некорректном, по их мнению, поведении заказчика - СОГБУ "ГлавСмолДорСтрой". Якобы подрядчику пытались указать, что работы ведутся медленно, и предлагали прекратить договорные отношения с субподрядчиком.
В правительстве региона заверили, что витебский трест уполномочен самостоятельно выбирать себе субподрядчиков.
Второй участок дороги к Wildberries, протяженностью два километра, строит СОГБУ "Смоленскавтодор". Цена контракта - около 400 миллионов рублей. К этой сумме у наблюдателей возникли вопросы, поскольку выходит, что на "белорусском" отрезке километр полотна обходится примерно в 118 миллионов, а на "смоленском", который частично идет по существующей дороге, - все 200.
Стоимость строительства автодороги определяется по итогам изысканий с учетом многих объективных факторов (необходимость пересечения водных объектов, интенсивность движения, примыкание к существующим магистралям и так далее), пояснили в региональном правительстве: "Все это учтено в разработанной и прошедшей государственную экспертизу проектно-сметной документации, принятой заказчиком и направленной для исполнения подрядной организации".
- По нашим данным, положительное заключение госэкспертизы на эту документацию было получено подрядчиком только 12 декабря. На место мы выезжали в конце ноября и обнаружили, что при производстве работ применялись материалы, не соответствующие тому, что указано в документации (строительный мусор, бордюры, столбы с арматурой), и все это впоследствии засыпали песком и ровняли грейдером, что хорошо видно на фотографиях. В результате основание на отдельном участке подготовлено с грубейшими нарушениями технологий - такое ощущение, что подрядчик пытался утилизировать строительные отходы. Почему руководитель организации не вмешался и не пресек нарушения, непонятно. Мы выложили видео с места в интернет и считаем, что прокуратуре имеет смысл провести проверку фактов, которые мы зафиксировали, - заявил Яров.
Между тем
В 2025 году в рамках национального проекта "Инфраструктура для жизни" в Смоленской области шел ремонт на 27 автомобильных дорогах и 26 внутриквартальных проездах, на что было выделено 4,7 миллиарда рублей, в том числе два миллиарда из федерального бюджета. Кроме того, на общесистемные меры развития дорожного хозяйства в бюджете было заложено 84 миллиона (23 миллиона - за счет федеральных поступлений). Исполнение планов систематически проверяла прокуратура региона, уделяя особое внимание самой проблемной сфере - госзакупкам.
В июле в Заднепровском районе Смоленска были зафиксированы выбоины и отсутствие дорожной разметки на участке улицы Калинина, отремонтированном ранее в рамках нацпроекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги". "Указанный факт отражен в представлении прокуратуры района в адрес СОГБУ "Центр организации дорожного движения", которое рассмотрено и удовлетворено, принимаются меры по восстановлению дорожного полотна автомобильных дорог. Аналогичные нарушения выявлены прокурорами Кардымовского, Смоленского, Краснинского, Руднянского, Сафоновского, Вяземского, Монастырщенского районов", - сообщили "РГ в прокуратуре Смоленской области.
Также были выявлены нарушения со стороны СОГБУ "Смоленскавтодор", которое с опозданием разместило в ЕИС "Закупки" мотивированный отказ в приемке выполненных работ. В связи с отставанием от графика ремонта директору учреждения объявлено предостережение. Меры реагирования были приняты и в связи со срывом срока реконструкции трассы Рославль - Ельня - Дорогобуж - Сафоново. Работы велись ООО "Рославльская ДСПМК" в рамках национального проекта "Безопасные и качественные дороги", компании внесли представление.
"Всего в рамках реализации регионального проекта "Региональная и местная дорожная сеть" органами прокуратуры Смоленской области выявлено 94 нарушения закона, внесено 34 представления, 10 человек привлечено к дисциплинарной ответственности, три должностных лица - к административной, объявлено 10 предостережений", - добавили в надзорном ведомстве.