23.12.2025 22:22
Культура

В Ермоловском театре представили спектакль по Некрасову

Что осталось от Некрасова в Ермоловском театре
Текст:  Анна Чепурнова
Российская газета - Столичный выпуск: №292 (9831)
В Театре им. Ермоловой, которым руководит Олег Меньшиков, - премьера "... НА РУСИ ... ХОРОШО". С двумя выпавшими из заголовка словами всем известной некрасовской поэмы. Вступить в диалог с ней спустя полтора века решили молодые создатели спектакля - режиссер Дмитрий Мульков и драматург Артем Казюханов. Современные персонажи, подобно героям книги, ищут у них ответ на главный вопрос - при этом распевая рок-баллады на стихи Некрасова.
Семь мужичков теперь не крестьяне, а рабочие. И спор их разгорается во время репетиции группы в гараже. / Предоставлено Театром им. Ермоловой / Женя Сирина
Читать на сайте RG.RU

Здесь сделано все, чтобы исключить у зрителей ассоциации со школьными уроками, на которых нас впервые знакомили с поэмой. Семь мужичков теперь не крестьяне, а рабочие. И спор их разгорается не на столбовой дороге, а во время репетиции рок-группы в гараже.

Обстановка на сцене (художник Игорь Каневский) - соответствующая: висит старый ковер с оленями, тут же плакат "Не болтай!", с этажерки смотрит бюстик Ленина.

В качестве музыкальных инструментов - электробалалайка и электрогитара, сделанная из красной канистры, аккордеон и ударные. Извлекаются звуки и из стиральной доски, и из простой жестяной бочки. В прологе, лихо играя на всем этом панк-рок, мужички несколькими композициями буквально оглушают зрителей. Но все песни исключительно на стихи Некрасова. Композитором выступил сам режиссер вместе с Андреем Платоновым.

Постановка, как и книга, разделена на главы. В каждой на сцену с монологом выходит один из тех, кого мужички называли счастливыми: помещик теперь стал владельцем завода, купец - успешным торговцем мебели, а чиновник - мэром... Драматург использовал в спектакле документальные ответы современных представителей этих профессий и должностей на главный вопрос о счастье. Можно сказать, по следам Некрасова, которому помогло в работе над поэмой общение с народом.

Из Воронежа в столицу привезли "Принца Гомбургского"

Герои каждой главы, за исключением сельского священника, люди состоятельные - но счастливым себя не может назвать ни один. У всех проблемы - если не на работе, то со здоровьем, если не со здоровьем, то в личном плане. Живут без выходных и отпусков. Но каждый, уходя со сцены, обязательно гордо добавляет: "Да ладно, нормально все, все хорошо".

Почему выбрали именно этих персонажей и насколько они искренни - можно поспорить.

Больше всего сочувствуешь священнику (Георгий Назаренко), на попечении которого полсотни деревень. Чтобы отремонтировать машину, он вынужден подрабатывать по своей первой специальности электриком - все с шутками и прибаутками: "Да будет свет!".

Экзотично выглядит холостой бизнесмен (Никита Татаренков) в костюме пчеловода, уверенный, что женщинам от мужчин нужны только деньги.

Герой заключительной главы первого акта - "Царь" - на сцену не выходит. Про него рассказывает фронтмен рок-группы Роман, которого играет приглашенный актер Петр Скворцов. Это некий микс из подробностей, сообщенных про себя другими персонажами спектакля.

Режиссер Прикотенко дебютировал в Малом театре с "Анной Карениной"

Во втором акте мужчин на сцене сменяют семь разновозрастных женщин, сидящих на длинной скамье. На их голоса разложен монолог сельской жительницы Матрены Корчагиной. Он в спектакле ближе всего к тексту Некрасова. Женские печали, кажется, вечны: муж бьет, но так у всех, просто про это никто не рассказывает. Его родители и сестры относятся к поселившейся в их доме молодой женщине, как к Золушке.

Время от времени актрисы одна за другой повторяют как заклинание: "Я счастлива. Я не одинока. Четверо детей. Муж здоров, сама здорова, и дети не болеют". Русская женщина Матрена поражает, с одной стороны, силой характера, с другой - бесконечным терпением и умением прощать.

Эпилог гораздо тише, чем начало спектакля. Одинокий гусляр поет пожелание, чтобы всем землякам жилось вольготно-весело. Персонажи вразнобой деловито проходят мимо него из кулисы в кулису как будто по своим делам.

А вопрос Некрасова так и остается открытым. И название спектакля, созданное по принципу блэкаут-поэзии, тоже предполагает варианты: соглашаться ли зрителю с тем, как здесь переосмыслили поэта, - или найти какие-то свои слова вместо закрашенных?

В Санкт-Петербурге прошла премьера "Трехгрошовой истории" Алексея Франдетти
Драматический театр Москва