Проект "Собиратели земель русских" построен вокруг образов трех правителей, которые активно вели войны за расширение границ государства. Посмотреть на дела Ивана Грозного, Петра Первого и Екатерины Великой через призму "важнейшего из искусств" предложили сотрудники Центрального музея кино.
Ядро проекта - костюмы из фильмов "Иван Грозный" Сергея Эйзенштейна (1944-1945), "Юность Петра" и "В начале славных дел" Сергея Герасимова (1980) и "Русский бунт" Александра Прошкина (1999), наброски декораций и раскадровки к ним. Дополнением послужили эскизы к картинам, которые так и не вышли на экран. Некоторые рисунки - например Сергея Эйзенштейна, который несколькими штрихами намечал ключевые сцены своей двухсерийной эпопеи, - вполне можно считать самостоятельными произведениями графики.
Самые старые и интересные экспонаты - "шубы боярские" и кафтан опричника, сшитые в 1943 году в эвакуации в Алма-Ате. На фоне общего дефицита достать роскошные материалы, чтобы одеть персонажей для первой серии "Ивана Грозного", было особенно сложно.
"По счастью, в тот же город эвакуировали музей Новоиерусалимского монастыря. Их экспонаты - это в основном церковная утварь, но в запасниках оказались рулоны с итальянскими тканями, парчой и бархатом, которым на тот момент уже было 300 лет. "Сверху" дали команду помочь режиссерской группе - и эта раритетная ткань была выдана для пошива костюмов, которые мы включили в выставку", - рассказала директор Государственного центрального музея кино Лариса Баженова.
Еще одну версию происхождения парчи для "Ивана Грозного" в свое время изложил в журнале "Историк" филолог Арсений Замостьянов. Якобы Эйзенштейн улучил момент, когда в Алма-Ату приехал нарком финансов Арсений Зверев, привел его на съемочную площадку и уговорил выписать для кинофильма несколько рулонов ткани, которая предназначалась на экспорт. Товар привезли с вооруженной охраной аж из Красноярска. В той же публикации описывается кухня киносъемок в военное время. Артисты работали в нетопленых павильонах по ночам, так как днем электричество подавалось только на оборонные заводы. Добытые всеми правдами и неправдами яства на царском столе смачивали керосином, чтобы их никто не пытался попробовать…
"Не секрет, что идея принадлежала Сталину, фактически он видел себя продолжателем политики Ивана Грозного. И режиссер понимал, что от него требуется комплиментарный образ, который и получилось показать в первой части. Мы видим боярский заговор, видим, как нарастающая жестокость политики обусловлена историческими событиями, - пояснил куратор выставки, главный научный сотрудник Государственного центрального музея кино Никита Котик. - Вторая часть дилогии совсем другая: Эйзенштейн показывает, как со временем власть доходит до тирании, как царь теряет человеческий облик. Мы даже сделали нарезку из сцен, связанных с внутренней эволюцией Грозного. В эпизоде коронации дан ангельский образ юного правителя (его сыграл Эрик Пырьев, сын другого известного кинорежиссера), но тогда же он впервые осознает свою силу и расправляется с боярином, который задел его самолюбие. Стоит обратить внимание на эпизод с покаянием Грозного (он не вошел в третью часть фильма): царь молится перед огромной фреской Страшного суда, но когда его застает в таком положении священнослужитель, все покаянное настроение разом кончается."
К сожалению, до наших дней дошли только одежды второстепенных персонажей из дилогии Эйзенштейна. Бархатный плат с вышивкой золотом послужил погребальным покровом для самого режиссера, а основную массу костюмов и реквизита разобрали для других съемок. Так, одно из царских облачений пригодилось Грозному из комедии Леонида Гайдая "Иван Васильевич меняет профессию". Как вспоминал киновед Наум Клейман, ящики с "боярскими шубами" 1943 года случайно попались кому-то в закоулках "Мосфильма".
Великий фильм Эйзенштейна предлагается сравнить с другой версией биографии Грозного, которую начинал снимать Иван Пырьев в 1953 году. Она задумывалась как "идеологически правильная", и по эскизам видно, что должна была выглядеть более пышной. Со смертью Сталина проект свернули.
В "петровском" разделе можно рассмотреть костюмы из дилогии Герасимова. Это не подлинники, а копии, сделанные студентами Школы-студии МХАТ. Ребята посвятили эту работу Элеоноре Маклаковой, воспитавшей целую плеяду художников по костюмам.
"Здесь ткани обычные, современные, просто хорошо задекорированы и состарены, как и "драгоценные" камни. Но вообще ученики Маклаковой - волшебники: собирают на блошиных рынках аутентичные элементы, пуговички, кусочки кружева и тканей - и по маленьким деталям составляют костюм, который выглядит в кадре аутентично", - отметила Баженова.
Помимо манекенов, здесь есть и кадры из самого первого фильма о Петре I, снятого в 1937 году. Как напомнил Никита Котик, такие биографии исторических деятелей стали появляться при Сталине как способ переосмыслить имперское прошлое страны: "Вышли картины, посвященные Суворову и Пожарскому, вышел "Александр Невский" того же Эйзенштейна…"
Наконец, екатерининское время представлено костюмами из "Русского бунта" - экранизации "Капитанской дочки". Характерно, что Екатерина Великая до недавнего времени не интересовала кинематографистов сама по себе, фильмы посвящались событиям и деятелям ее эпохи - Ломоносову, Ушакову, Пугачеву… А теперь немецкая принцесса, которая так укоренилась в России, наконец становится главной героиней кино - уже нового, сериального. Петр Первый в этом формате тоже "отметился".
"Если кто-то возьмется снимать про Грозного, скорее всего, тоже сделает сериал - яркий, пестрый, с подробным повествованием. Этот формат удобнее для просмотра и позволяет показать много исторических событий. В полнометражной картине биографию неизбежно приходится сокращать", - добавил Котик.
Экспозицию уже увидели жители Москвы, Рязани и Богородицка (Тульская область). Воронежская "гастроль" станет последней: предметы одежды, как и рисунки, нельзя долго держать на свету.
Выставка "Собиратели земель русских" продлится до 15 февраля 2026 года.
Лариса Баженова, директор Государственного центрального музея кино:
"Наши режиссеры отразили все ключевые события в истории страны: в полном метре, документалистике, анимации. Через кинематограф говорить о прошлом проще, и при этом очень интересно сравнивать взгляд постановщиков на одних и тех же деятелей в разные периоды. Менялась идеология, задачи государства, и кинематограф на них реагировал. Допустим, Ивана Грозного трактовали и как самодура, и вдруг как очень религиозного человека, и как великого завоевателя. Выбор персон для проекта "Собиратели земель русских" обусловлен тем, что именно при них государство активнее всего расширялось. Мы взяли разноплановые картины, а уж зритель сам решит, как он оценивает их героев. Главное - после посещения выставки как минимум посмотреть те знаковые фильмы, которых вы не видели, и хотя бы немного погрузиться в историю, чтобы составить свое мнение."
В Воронеже выставку из Центрального музея кино дополнили своими гравюрами петровского времени. Здесь и пейзажи города, и технические чертежи, и своего рода хроникальные заметки. Например, на офорте Питера Пикарта изображен "Вход персидского посольства в Москву 3 октября 1712 года": шеренги всадников, конные экипажи, телеги с экзотическими зверями, а в центре - огромный слон. Эта процессия с дарами шла ко двору Петра Первого больше десяти лет!
Новость о ней напечатали в первом номере первой российской газеты "Ведомости" от 2 января 1703 года: "Из Персиды пишут. Индейский царь послал в дарах великому государю нашему слона и иных вещей немало. Из града Шемахи отпущен он в Астрахань сухим путем". Посольство добралось до Москвы в 1712-м. Пикарт скрупулезно нарисовал для гравюры, изданной на Московском печатном дворе, все персидские диковины: птиц, двух львов и тигра в клетках. Внизу листа можно рассмотреть треуголки солдат, окружавших процессию. Толпы зевак остались лишь в воспоминаниях очевидцев. Так, богослов-старообрядец, "расколоучитель" Андрей Денисов писал: "Заутра же в день той внезапну, яко вода воскипеша московитии народи: улицы востопташася, слободы пролияшася, переулки протекоша… лавки и дворы утеснишася и кровы их от многолюства востужиша, на тынех, на стенах, на углах (а аще можно внести на воздухе), всюду везде по оному пути бесчисленным кипящим народом… Понеже узреся иже николи же в Москве видеся, и увидеся чудо не во океанском, но в Московском народном мори небывало зрелище - превелий слон зверь".
В Воронеж привезли выставку "Собиратели земель русских"В 1714 году посольство шаха Хуссейна достигло Петербурга. Для животных устроили "Зверовой двор" на месте теперешнего Марсова поля. По праздникам слона в красивой попоне выводили к знатным вельможам. Он умер в мае 1717-го, запись об этом осталась в расходной книге Петра I.