- Это в первую очередь изменение людей и их представлении о том, каким должен быть Петербург. Это их участие в работе по созданию нового качества жизни и оценка того, как меняется город, - подчеркнул губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов. - Наша программа построена на запросах жителей. Все уникальные мегапроекты города опираются на запрос горожан, и такой подход стал нормой для Петербурга, нормой и для всей страны.
"Российская газета" подвела итоги года вместе с правительством города.
В списке из десяти приоритетов на первом месте стоят "Мегапроекты XXI века", потому что именно они станут драйвером развития города не только на ближайшие пять лет, но и на десятилетия вперед. Мегапроекты - это миллиардные инвестиции и новые рабочие места, но вместе с тем - синергетический эффект для экономики не только Северной столицы, но и всей петербургской агломерации.
Уже через три года время в пути между Москвой и Санкт-Петербургом сократится до двух часов с четвертью - две столицы свяжет первая в России высокоскоростная магистраль (ВСМ), которая строится по поручению президента РФ. В Петербурге запуск ВСМ потребует серьезного обновления городской транспортной инфраструктуры. В первую очередь масштабная реконструкция ждет Московский вокзал, рядом с которым на месте бывших Кокоревских складов появится новый терминал - его архитектурно-градостроительный облик уже одобрен на заседании Градостроительного совета. На это время пригородное сообщение Московского и Волховстроевского направлений будет переключено на станцию "Волковская", сейчас ведется ее реконструкция и строительство необходимой железнодорожной развязки.
Кроме того, для обеспечения максимальной транспортной доступности пассажиров ВСМ у станции метро "Лиговский проспект" появится дублер, а впоследствии станция "Лиговский проспект-2" войдет в состав новой Красносельско-Калининской линии, первый пусковой участок которой - станции "Путиловская" и "Юго-Западная" - будут введены в строй до конца года. Два тоннеля второго участка от "Путиловской" до "Каретной" уже строятся, а в дальнейшем линия будет продлена через "Лиговский-2" до станции "Полюстровский проспект-1".
Вообще темпы строительства метрополитена в этом году вышли на беспрецедентный уровень, ведь развитие метро - тоже в списке приоритетов. Никогда еще в подземном пространстве Петербурга не работали одновременно пять горнопроходческих щитов, а в начале будущего года к ним присоединится шестой. В ближайшие три года в бюджете Санкт-Петербурга предусмотрено на развитие подземки 200 миллиардов рублей, средства пойдут в том числе на проработку проекта строительства метро в аэропорт "Пулково" с последующим продлением до выставочного комплекса "Экспофорум" и Царского Села.
- Петербург вышел на новый уровень строительства метро. Город выделил рекордное финансирование на строительство подземных линий. Создана и успешно работает новая городская компания "Метрострой Северной столицы". Есть необходимые кадры, оборудование. Мы готовы строить качественно, больше и быстрее, - подчеркнул Александр Беглов.
Еще один из приоритетов, перечисленных в программе, - "Удобный общественный транспорт". И он не ограничивается только метро, хотя Концепция развития метрополитена до 2030 года предусматривает, что модернизация существующих и строительство новых линий и станций повысит пропускную способность почти на 1,4 миллиона человек в сутки. Параллельно город создает "наземное метро", вводя тактовое движение пригородных электропоездов, для которых планируется введение единого городского тарифа на проезд, и строит "легкое метро" - линии скоростного трамвая. На следующей неделе все удобства такого вида транспорта ощутят жители микрорайона Шушары, а в следующем году трасса дойдет до Славянки. Кроме того, запланировано строительство еще шести новых линий скоростного трамвая.
Мегапроекты Петербурга будущего не ограничиваются только развитием транспорта, хотя в их числе есть также Широтная магистраль скоростного движения, строительство Большого Смоленского моста, КАД-2 и второй очереди аэропорта Пулково.
- Петербург - оптимальная точка приложения капитала. Он уникален по возможностям и разнообразию предложений для инвесторов, - подчеркивает Александр Беглов. - Наш портфель инвестиций до 2030 года уже превысил 10 триллионов рублей.
Только в строительство нового всесезонного курорта "Санкт-Петербург. Марина", который к 2030 году появится на берегу Финского залива в рамках федерального проекта "Пять морей и озеро Байкал", планируется вложить более 300 миллиардов рублей, причем три четверти этой суммы составят средства инвесторов. Город, в свою очередь, обеспечивает подготовку инфраструктуры: Северной столице уже одобрен казначейский инфраструктурный кредит в размере 10 миллиардов рублей на строительство канализационного коллектора Горская - ТКК Конная Лахта со сроками реализации с 2026 до 2028 года.
Еще один казначейский инфраструктурный кредит на три миллиарда рублей Северная столица получит на развитие особой экономической зоны "Санкт-Петербург" технико-внедренческого типа (ТВТ). Сейчас она включает четыре технологические площадки - "Новоорловская", "Стрельна", "Парнас" и "Шушары", еще одна появится в Кронштадте. Как сообщили в администрации Санкт-Петербурга, она будет ориентирована на IT, телекоммуникации и приборостроение, ввод инфраструктуры запланирован на 2027-2028 годы. Кроме того, выбрана новая модель развития ОЭЗ: курс на создание "инновационных центров под ключ", на первом этапе - общей площадью около 100 тысяч квадратных метров.
Кстати, режим ОЭЗ ТВТ продлен для Северной столицы до 2054 года, он включает целый ряд налоговых и иных преференций для резидентов, и практика показывает, что они весьма эффективны. По итогам 2024 года Санкт-Петербург вновь занял второе место среди ОЭЗ технико-внедренческого типа и седьмой год подряд входит в число лидеров среди всех ОЭЗ, а за первое полугодие 2025 года резиденты инвестировали в свои проекты 15,3 миллиарда рублей, что на 60 процентов больше аналогичного показателя предыдущего года.
Поставлять кадры и инновации для современных высокотехнологичных производств не только Петербургу, но и всей стране вскоре смогут технологические долины, где разместятся около шести тысяч студентов и 12 тысяч специалистов. Базой Технологической долины на севере города станет Санкт Петербургский политехнический университет, на юге - Санкт-Петербургский государственный университет, Университет ИТМО и Морской технический университет. Инженерная инфраструктура для инновационных территорий будет стоить в общей сложности почти пять миллиардов рублей, 190 миллионов планируется вложить в ближайшие три года.
Одна из визитных карточек города на Неве - реки и каналы. Главную водную артерию города одели в гранит еще во времена Российской империи, но сегодня благоустройство набережных продолжается. Согласно официальным данным, за последние годы в Петербурге привели в порядок более 40 километров береговой линии.
В этом году окончательно завершены работы на набережной Большой Невки от Приморского проспекта до Парка 300-летия Санкт-Петербурга, и теперь на всем протяжении пешеходного маршрута вдоль берега расположены плавно перетекающие друг в друга разнообразные площадки для посетителей разного возраста. Очень важно, что в проекте благоустройства были учтены пожелания граждан, в том числе по сохранению сложившейся экосистемы и естественного природного ландшафта. А современная инфраструктура добавила ему не только комфорта, но и изюминки. В целом мероприятия по благоустройству набережных с организацией непрерывных пешеходных маршрутов вдоль береговых линий водных объектов проводятся по поручению губернатора в разных районах города.
Кстати, Петербург часто называют не только Северной Венецией, но и Северной Ривьерой - великолепные песчаные пляжи на берегу Финского залива любят и горожане, и гости города. В этом году в рамках регионального проекта выполнено благоустройство трех пляжей Курортного района - Детского в поселке Ушково, Дубковского в Сестрорецке, Комаровского в поселке Комарово. Всего современную инфраструктуру - пляжные раздевалки, удобные лежаки, гамаки, детские игровые площадки, площадки для игры в волейбол, велопарковки - получили уже девять из 14 городских пляжей, а в следующем году в рамках федерального проекта "Формирование комфортной городской среды" запланировано благоустройство еще двух - Чудного в Репино и Нового в районе Тарховки в Сестрорецке.
Преображаются и рекреационные зоны в исторической части города, причем по удивительному совпадению в этом году в их благоустройстве четко звучала музыкальная тема. Сквер Соловьева-Седого на Невском проспекте заиграл не только струями обновленного фонтана, но и мощением дорожек, напоминающим клавиши рояля, в Джазовом сквере на Загородном проспекте появилось пространство для проведения музыкальных мероприятий, а отреставрированный Румянцевский сад стал новой площадкой "Петербург-концерта". А всего в 2025 году комитетом по благоустройству совместно с районными администрациями реализовано 63 общественных пространства.
Но, конечно, все, что делается сегодня в Петербурге для того, чтобы он был комфортным, безопасным, современным, делается для людей. Десять приоритетов развития Санкт-Петербурга включают в себя заботу о детях и о людях старшего поколения, о здоровье петербуржцев - строятся новые спортивные и медицинские объекты, расширяется поддержка массового спорта и спорта высоких достижений, запускаются цифровые сервисы, упрощающие доступ ко всем видам услуг.
- При поддержке президента мы развиваем Петербург в рамках программы "Десять приоритетов". В городе расширяются программы для семей с детьми, "серебряного" возраста, участников специальной военной операции. Создаются и развиваются новые отрасли промышленности, в том числе связанные с беспилотными системами. Безработица держится на рекордно низком уровне. По поручению главы государства реализуются масштабные мегапроекты, активно идет цифровизация. Северная столица с каждым годом становится уютнее и комфортнее для петербуржцев и гостей города, - подчеркивает губернатор Александр Беглов.
Приоритеты развития Петербурга до 2030 года:
- Мегапроекты XXI века
- Все возможности - детям
- Забота о людях "серебряного" возраста
- Здоровье петербуржцев
- Сохранение исторического наследия и поддержка культуры
- Передовая промышленность и развитие предпринимательства
- Наука и новые технологии
- Удобный общественный транспорт
- Комфорт и уют в городе
- Развитие метрополитена