"Но всегда воевать в степи мы не будем, и поэтому у штурмового мотоцикла и квадроцикла робко, но все же появляется альтернатива в виде самодвижущихся роботизированных платформ, - пишет Telegram-канал vdvpskov. - Да, эти пока еще диковинные средства передвижения безнадежно уступают мотоциклу по скорости, но, с другой стороны, имеют перед ним и целый ряд преимуществ. Так, например, гусеницы ряда таких платформ-тележек уверенно "держат" взрыв противопехотной мины, обладают более серьезной грузоподъемностью, а главное, могут управляться как пассажирами, так и дистанционно".
Кроме того, такие платформы не отправляются в один конец. В отличие от брошенных ушедшими на задачу штурмовиками мотоциклов, роботы сами или с помощью оператора возвращаются на свои позиции. А в ряде случаев еще и вывозят с поля боя раненых.
Недавно в соединения ВДВ на апробацию поступили такие самодвижущиеся платформы, сконструированные омскими инженерами. Они способны взять на борт сразу 3-4 бойцов. Многофункциональный наземный комплекс "Омич-2" работает на аккумуляторных батареях. Гусеничный робот весит 650 кг и способен брать на борт 350 кг полезной нагрузки.
Робот может свободно двигаться по бездорожью. Он рассчитан на 40 минут работы, за которые способен пройти 20 километров. В заводской комплектации комплекс оснащен масксетью, системами радиоэлектронной борьбы (РЭБ) и дымовой маскировки.
Предназначение такого робокомплекса - перевозка штурмовых групп и грузов, а также эвакуация раненых.
Но что же показала опытная эксплуатация? Оказалось, есть как существенные плюсы, так и значительные минусы.
"Так, эксплуатация "Омича" выявила целый ряд недостатков и расхождений с заявленными характеристиками. В десантном полку, например, получившем два "Омича", его активно использовали для перевозки грузов. Проходимость и грузоподъемность отличные. Робот исправно возил и бревна, и трубы. Однако не откидывающиеся борта осложняли погрузку, что для эксплуатации в полевых условиях, а не на складе с автопогрузчиками, большая проблема", - отмечают десантники.
Также к достоинствам комплекса бойцы ВДВ отнесли его надежность. Как ни эксплуатировали, за год его не убили. А вот управление можно было сделать и получше. Ручки управления, с ними явно сложно будет управиться раненому, их можно было бы заменить джойстиком, как на fpv-дроне.
Сразу целый букет проблем, по словам десантников, проявляется при дистанционном управлении. Тут и теряющийся радиосигнал, который может не пройти даже через здание, и отклик сразу нескольких "Омичей" на один пульт. Когда на полигоне, где находились четыре "Омича", попытались в дистанционном режиме запустить один, поехала сразу вся четверка. А через 5 км ровной местности "Омич" уже не ловил сигнал пульта управления.
Также к недостаткам комплекса отнесли слабые батареи и долгое время зарядки.
Замкомандира одной из десантно-штурмовых бригад высказал мнение, что от "Омича" будет польза, если довести его запас хода на одной батарее хотя бы до заявленных 20 км и оснастить самодвижущуюся платформу спутниковой навигацией, как на том же "Курьере". А также снизить время зарядки: зимой "Омич" приходится заряжать до 8 часов, что на фронте непозволительно долго. "Ну и, конечно же, привести в порядок бортовые приборы", - резюмирует подполковник, вспоминая, как показывающего 90% зарядки "Омича" хватило всего на 1 километр.
А еще в бригаде высказали мнение, что даже при относительно небольшой скорости роботележки находящимся на ее борту бойцам при езде по пересеченной местности не за что на ней держаться. Ну и не мешало бы уже на заводе оборудовать ее посадочными местами.
Десантники очень надеются, что разработчики улучшат комплекс, услышав все их пожелания. И "Омичи" станут применять в зоне СВО для переброски штурмовых групп.