К своеобразному юбилею театр получил самый дорогой во всех смыслах подарок - рояль марки Steinway & Sons, который считается королем клавишных инструментов.
Годы ожиданий
Рояль, к слову, приобретен на бюджетные средства. В министерстве культуры, информации и молодежной политики Кыргызстана покупку Steinway & Sons марки D-274 назвали новым этапом развития главного музыкального театра страны. Из госказны на короля роялей потратили 25 миллионов сомов.
В ведомстве подчеркивают, что театр был и остается флагманом культурной жизни страны, а также главной академической сценой, где проходят оперные и балетные постановки, симфонические концерты и мероприятия государственного уровня. Но даже несмотря на такую важную и высокую роль, вопрос обновления рояльного фонда театра оставался нерешенным с 1980 года. Что, конечно же, сказывалось на качестве звучания и исполнительских возможностях артистов.
Минкультуры называет приобретение инструмента мирового класса важной инвестицией в развитие национального искусства и подтверждением стремления государства создавать условия, соответствующие международным стандартам. Иными словами, теперь постановки в театре оперы и балета обретут, безусловно, несколько иное звучание. Да и атмосфера, надо полагать, будет более солидной, ведь новенький рояль по-настоящему внушителен. Его длина составляет 2,74 метра, а вес - 480 килограммов!
Комментируя покупку, министр культуры, информации и молодежной политики КР Мирбек Мамбеталиев отметил, что это лишь начало масштабного обновления театра. "До нового года мы планируем оснастить театр современной звуковой, музыкальной и световой аппаратурой, - обещает он. - Новый рояль вдохновит наших музыкантов и композиторов и создаст достойные условия для артистов мирового уровня".
Клубная жизнь
Но, несомненно, театр оперы и балета играл колоссальную роль в формировании кыргызской культуры и до приобретения солидного и дорогого инструмента. И хотя здание, ставшее символом классического искусства республики, отметило 70-летие, его славную летопись начали писать гораздо раньше.
Все началось с Центрального рабочего клуба, который появился в Пишпеке (ныне Бишкек) после Октябрьской революции 1917 года. Этот центр народного искусства расположился в национализированном здании, в котором некогда находился большой магазин. Объект этот до прихода советской власти принадлежал крупному купцу Мырзабаеву, по указанию которого, собственно, его и построили в 1912 году. Здание располагалось в центре города и украшало собой перекресток улиц Базарной и Судейской, которые теперь носят название Абдрахманова и Фрунзе.
Строение, по воспоминаниям современников, было очень примечательным. Его украшала причудливая пирамида, которую венчали первые городские часы, привезенные из Санкт-Петербурга. В торговой точке покупателям предлагали ткани, чай, мыло и привозные духи.
В Центральном рабочем клубе кипела культурная жизнь. Здесь читали Гоголя и ставили первые кыргызские спектакли, такие, как "Карачач" и "Кайгылуу Какей". В 1928 году организацию трансформировали в музыкальную драматическую студию. Потом - в 1937 году - на этой базе появился музыкально-драматический театр, который всего два года спустя удостоился ордена Ленина. А уже в 1942-м обрел новый статус - театра оперы и балета.
Большие замыслы
Со временем, конечно же, в здании магазина-клуба классической культуре стало тесно. Так что в столице Советской Киргизии занялись проектированием нового храма Мельпомены. Согласно градостроительному плану, ему отводилось центральное место в ансамбле площади Искусств, а по проекту детальной планировки центрального района от 1952 года новый объект должен был украсить Театральную площадь, которая завершала бы перспективу улицы имени кыргызского актера театра и кино, народного артиста СССР Муратбека Рыскулова. Вот такая была замечательная задумка.
Строительство было настолько сложным и ответственным, что при тресте "Киргизстрой" создали особый участок, начальником которого стал ленинградец Петр Проворов. Постоянным полномочным представителем архитектора назначили Павла Иванова, который еще до Великой Отечественной войны был главным архитектором города Фрунзе. Его по праву считают основоположником кыргызской архитектурной школы.
На свет в итоге появилось величественное здание в стиле строгой и вечно молодой классики в лучших древнегреческих традициях. Это было подчеркнуто мощной колоннадой, поддерживающей высокий фронтон, который украсили монументальными скульптурами, выполненными Ольгой Мануйловой. Они дополняют ансамбль грандиозного здания, подчеркивая значимость храма искусства.
Не менее примечательным украшением здания стали росписи художников Гапара Айтиева, Андрея Михалева, Лидии Ильиной, фрески Федора Стукошина и Константина Кошкина, фигуры-светильники Ольги Миньковой, живописные полотна Леонида Дейманта и Александра Игнатьева.
Творческие связи
В годы Великой Отечественной войны и последующие 20 лет Кыргызский театр оперы и балета принял выдающихся музыкантов и исполнителей, получивших профессиональное образование в Москве и Ленинграде.
В этот период в республику приезжали замечательные российские музыканты-профессионалы, композиторы, дирижеры, художники, режиссеры, педагоги, которые оказали огромное влияние на дальнейшее развитие театрального искусства в республике. В их числе композиторы Владимир Власов, Владимир Фере, Михаил Раухвергер; дирижеры Натан Рахлин, Василий Целиковский, Ростислав Миронович, Валерий Руттер; режиссеры Владимир Васильев, Владимир Шахрай; художники Яков Штоффер, Анатолий Арефьев; балетмейстеры Василий Козлов, Николай Холфин, Лев Крамаревский, Леонид Жуков и многие другие.
Тем временем
Большой шаг вперед сделала балетная труппа Кыргызского национального академического театра оперы и балета имени Абдыласа Малдыбаева. Впервые в истории артисты выехали на гастроли в Испанию. Собственно говоря, это первые европейские гастроли коллектива. Хореографическим искусством звезд кыргызского балета смогут насладиться жители Сарагосы, Кальпа, Риба-Роха-де-Эбро, Хативы, Аликанте, Ла-Нусии, Гандии. В программе - шедевры мировой классики: легендарное, сказочное "Лебединое озеро" и фантастический новогодний "Щелкунчик" Петра Чайковского, фееричный "Дон Кихот" Людвига Минкуса.