24.12.2025 10:00
Экономика

Москва стремительно повышает транспортную доступность

Москва стремительно повышает транспортную доступность
Текст:  Андрей Кутузов
Российская газета - Столичный выпуск: №292 (9831)
Уникальные тоннелепроходческие комплексы в сложных условиях используются наряду с ручным трудом строителей / АО "Мосинжпроект"
Читать на сайте RG.RU

Завершающийся год стал для Москвы годом крупных инфраструктурных проектов, которые задали вектор развития города на годы вперед. Строительство метро, транспортных связок и знаковых общественных объектов вышло на новый масштаб: проекты одновременно охватывали центр, спальные районы и Новую Москву, решая задачи доступности, связности и развития территорий. Итоги года показывают, что речь идет не о точечных стройках, а о системной трансформации городской среды.

Ключевым направлением по-прежнему оставалось метростроение. В 2025 году город одновременно вел работы сразу на нескольких новых радиусах и продлениях действующих линий, формируя более равномерный транспортный каркас. Одним из символов года стало развитие Бирюлевского радиуса метро. Здесь ведется проходка правого и левого перегонных тоннелей между станциями "Остров Мечты" и "Кленовый бульвар". По словам Сергея Собянина, тоннелепроходческому комплексу "Эсмина", который отправился в путь совсем недавно, 1 декабря, предстоит пройти 1,68 километра. Работы в обоих тоннелях планируется завершить в 2026 году.

Бирюлевская линия имеет для города не только транспортное, но и градостроительное значение. Впервые метро придет в районы Бирюлево Восточное и Бирюлево Западное, где к 2030 году будут жить около 260 тысяч человек. Линия свяжет бывшую промзону ЗИЛ с южными районами столицы, сократив время поездки в центр почти на полчаса и снизив нагрузку на действующие ветки. Строительство ведется поэтапно, а проектирование и реализацию осуществляет компания "Мосинжпроект".

Параллельно город решал задачу продления существующих линий в районах с высокой плотностью населения. В 2025 году был дан старт проходке тоннеля от действующей станции "Щелковская" до будущей станции "Гольяново" Арбатско-Покровской линии.

"Гольяново наконец-то получит свою домашнюю долгожданную станцию метро. Десятки тысяч гольяновцев будут иметь станцию в шаговой доступности. "Щелковская" - одна из самых перегруженных станций в городе - разгрузится процентов на 30. В целом для жителей Гольяново - большой район, 160 тысяч жителей - улучшится транспортная доступность. Сегодня мы начинаем проходку тоннелей. Надеюсь, к сентябрю 2028 года эта ветка метро будет построена, станция будет построена и запустим ее в строй", - отметил Сергей Собянин.

Отдельным приоритетом 2025 года стало развитие метро в Новой Москве. Здесь ключевым проектом выступает южный участок Троицкой линии - крупнейший радиус за МКАД. В течение года начались работы по проходке тоннеля от станции "Новомосковская" до будущей станции "Сосенки". "Предстоит проложить десятки километров тоннелей, построить шесть станций, обустроить транспортно-пересадочные узлы и все это вместе ввести в 2029 году. Новая Москва получит центральную ось транспортного каркаса, который будет обеспечивать его надежное развитие на десятки лет вперед", - подчеркнул мэр Москвы.

/ АО "Мосинжпроект"

Строительство этого участка потребовало применения редких инженерных решений. Так, монтаж тоннелепроходческого комплекса "Ольга" выполнялся в экстремально небольшой камере. "Обычно для щита такого размера требуется котлован длиной более 100 метров. Однако камера, в которой монтировали "Ольгу", имеет размер всего 30 на 25 метров. Тоннелепроходческий комплекс удалось вместить в эту камеру благодаря технологии "раздельного старта": щит собирали поэтапно, постепенно вводя его в грунт и присоединяя комплектующие. Такой способ применяется крайне редко и требует высокой точности и опыта команды", - рассказал заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Владимир Ефимов.

Генеральный директор "Мосинжпроекта" Максим Гаман уточнил, что проходка ведется в сложных геологических условиях, включая водонасыщенные пески и участок под руслом реки Сосенки, что требует постоянного мониторинга и точного контроля давления грунта.

Не менее сложные работы идут и в центре столицы. В 2025 году продолжилось строительство станции "Достоевская" Кольцевой линии - первой новой станции на этой ветке за более чем 70 лет. Ее готовность достигла 35 процентов. Работы ведутся в условиях плотной застройки и большого количества инженерных коммуникаций, с применением горного способа проходки. Для ускорения строительства было сооружено несколько шахтных стволов, а в конце года началась проходка еще одного вентиляционного ствола с помощью комплекса "Екатерина". Новая станция улучшит транспортную доступность сразу трех центральных районов Москвы и снизит нагрузку на соседние пересадочные узлы.

Важным событием года стали работы на Рублево-Архангельской линии метро. В 2025 году специалисты завершили масштабную переборку тоннелей между станциями "Шелепиха" и "Звенигородская", расширив их с шести до десяти метров. Это необходимо для включения станций в новый радиус, который в перспективе протянется от "Москва-Сити" до Красногорска.

Работы велись в сложных геологических условиях - около 350 метров тоннеля проложил механизированный комплекс, еще более 330 метров строители прошли вручную. Всего извлекли 34 тысячи кубометров грунта. Следующий этап включает объединение инженерных сетей и подключение оборудования к автоматической системе управления метро.

Повышение транспортной доступности центральных и отдаленных районов Москвы является приоритетом при строительстве новых станций метро

Однако итоги строительного года в Москве не ограничиваются транспортной инфраструктурой. В сентябре 2025 года в столице открылся Национальный космический центр имени первой в мире женщины-космонавта В.В. Терешковой - один из самых масштабных и технологически сложных объектов гражданского строительства последних лет. Проект, реализованный совместно правительством Москвы и госкорпорацией "Роскосмос", создавался с 2019 года и стал новым домом для ключевых организаций ракетно-космической отрасли.

"Я думаю, что это один из самых современных и технологичных комплексов в мире. 280 тысяч квадратных метров - площадь, почти 290 метров - высота. Но дело не только в высоте, а в том, что здесь есть все необходимое для того, чтобы заниматься и наукой, и разработками, и управлением отраслью", - заявил Сергей Собянин на церемонии открытия. В Национальном космическом центре планируется сосредоточить 22 столичные организации ракетно-космической отрасли и создать 12 тысяч рабочих мест.

/ АО "Мосинжпроект"

Строительство НКЦ стало инженерным вызовом. По словам Владимира Ефимова, при возведении комплекса использовали более 180 тысяч кубометров железобетона - столько же, сколько потребуется для строительства семи станций Московского метрополитена, смонтировали свыше 2,6 тысячи тонн металлоконструкций и проложили более 550 километров трубопроводов внутренних инженерных систем. Генеральным проектировщиком выступил Институт "Мосинжпроект", активно применявший технологии информационного моделирования.

Одновременно с возведением НКЦ город развивал транспортную инфраструктуру прилегающих территорий. В 2024-2025 годах были открыты новые мосты, связавшие Филевскую пойму с Мневниковской и Шелепихинской набережными, что улучшило доступность района и обеспечило связь с Большой кольцевой линией метро.

Итоги 2025 года показывают, что Москва последовательно движется к формированию сбалансированной и технологичной городской среды. Метро становится не просто способом передвижения, а инструментом развития территорий, а крупные общественные комплексы - точками притяжения для науки, промышленности и образования. Эти проекты уже сегодня меняют облик города и закладывают основу для его устойчивого роста в следующем десятилетии.

Экономика