Но о проблемах на борту, точнее в салоне, не говорили, ведь перед праздником больше верится в чудеса. И не напрасно! Когда Дед Мороз попросил всех хором троекратно позвать настоящих морозов и снега, которых в Самаре толком еще не было, белые хлопья вдруг густо повалили на серые дорожки.
А кто-то успел едва ли не в начале пути выиграть в лотерею, счастливый билет искали по всему вагону. Кто-то со второй попытки вспомнил слова песенки "В лесу родилась ёлочка". Но в конце интерактивного представления абсолютно все ребята получили сладкие подарки. Как рассказал экскурсовод-балагур Юрий в шапочке с логотипом "Самара-город-курорт", в давние времена ели в основном украшали сладостями да орехами, ибо самарская детвора норовила быстро всё рассовать по карманам. Ну хоть наедались от пуза! Сегодня охранять большой красный мешок с конфетами доверили мне. И преисполненная гордости, я даже прочитала стишок из своего далекого советского детства.
Кстати, снаружи новогодний трамвай (запускали его по распоряжению правительства области) оформили сдержанно - только огнями, ведь в светлое время суток он возит обычных пассажиров. А вот по вечерам - детские и семейные экскурсии. Чтобы попасть на них бесплатно, достаточно зарегистрироваться на официальном туристическом сайте "Зима в Самарской области: инструкция по применению". Зато внутри салона - раздолье Рождества: тематическая раскраска панелей, алые накидки на сиденья. Есть даже елочка, волшебные наушники для каждого пассажира и электронное табло, транслирующее видео, смикшированное из сказочных сюжетов и топовых видов города.
Картины же настоящего города, принарядившегося к праздникам, можно было прекрасно рассматривать в окна. Маршрут для новогоднего трамвая выбран удачно, он проходит через весь город, от Барбашиной Поляны до Хлебной площади, где почти 440 лет назад и была основана крепость Самара.
Путешествие в историю было легким и веселым, его не отягощали исторических перипетий, которые в разные годы пережил Средневолжский край. Гид рассказывал только о красивом, смешном и вкусном, успевая при этом еще и подтрунивать над Дедом Морозом. Например, напомнил ему, что после Октябрьской революции и вплоть до 1935 года тот находился в принудительном отпуске (празднование Нового года в СССР было запрещено). Да и вид у него был не такой парадный: вместо алой шубы - коричневый немаркий крестьянский кафтан. В онучах и на лыжах Мороз пробирался через сугробы, везя детишкам собственноручно сделанные деревянные игрушки.
Юные экскурсанты не сразу поверили, что когда-то Новый год в России был скромным семейным праздником, сильно уступающим по размаху и сакральности Рождеству. Вот уж на Рождество-то волжане не скупились: накрывались богатые столы: буженина, сельдь, осетрина, немножко красной икры и вволю черной, ведь тогда в Волге еще водились осетры. Даже прижимистая самарская хозяйка в эти дни становилась расточительной женщиной. На подарки и еду она копила весь год. Во главе стола - рождественский поросенок, а у кого денег не хватало, мог купить себе за 7 рублей гуся. "Если пересчитать стоимость того мещанского застолья на наши деньги, то вышло бы 58-60 тыс. рублей", - с улыбкой уточнил гид.
А для тех семей, которые не могли позволить себе столь разорительные пиршества, устраивали благотворительные елки. На главной площади Самары ставили большую елку, вокруг которой устраивались ярмарку с выпечкой, шоколадом и горячим вином - все только местного производства. Здесь же проходили народные гулянья с катанием на санях, сбитнем и пряниками. Кортеж минимум из 80 экипажей дворян занимал всю центральную улицу, а простому народу предлагалось ехать по замерзшему льду Волги. Тут подумалось, как хорошо, что все изменилось, ведь в нынешнем декабре река еще не встала, а добираться вплавь не очень-то и хочется.
Как признался управлявший новогодним трамваем Владимир, он тоже верит в чудеса. "Всегда загадываю желания перед Новым годом, и они сбываются. Я с детства мечтал стать вагоновожатым, и вот уже 13-й год за штурвалом, работаю на всех видах подвижного состава".
Кстати, по просьбам самарцев сказочный трамвай на маршруте будет курсировать и после рождественских каникул, вплоть до конца февраля.