Широко отмечать Новый год в регионе стали в конце XIX века. В домах барнаульской знати давали балы, устраивали любительские спектакли, а благотворители организовывали гулянья для горожан. Например, в архивах сохранились упоминания об увеселеньях, которые устраивал для простолюдинов купец Иван Платонов.
Но главным зимним праздником было Рождество, которое отмечали 25 декабря. Праздник Нового года приходился на святки и мало чем отличался от других святочных дней с гаданиями, ряжеными, кулачными боями. По сохранившимся воспоминаниям горожан, в Барнауле кулачные бои устраивали на льду заводского пруда. Профессор АлтГУ Юрий Гончаров в своей книге "Повседневная жизнь горожан Сибири во второй половине XIX - начале XX века" так описывает Новый год того времени: с утра барнаульцы шли в церковь, поздравляли друг друга с "новолетием". В этот день принято было ходить в гости, а вечером собираться всей семьей за столом. Был и чисто сибирский обычай: приглашать в гости одинокого человека - друга семьи или хорошего знакомого, чтобы ему не пришлось провести Новый год в одиночестве".
А в Республике Алтай Новый год встречают не 1 января, а когда он наступает по лунному (восточному) календарю. Чагаа-Байрам, что в переводе с алтайского означает "Праздник белого месяца", жители республики будут отмечать 17 февраля с соблюдением древних обрядов и ритуалов. С самого утра у очага выкладывают угощения, старейшины разжигают костер и обращаются к Духу Огня, прося о здоровье, плодородии и благополучии.
После того как угощения съедены и принесены в жертву духам, начинаются народные гулянья. Под звуки национальных инструментов выступают сказители, мастера горлового пения, девушки танцуют. Молодежь соревнуется в борьбе куреш и других традиционных видах спорта. Но, наверное, один из самых ярких ритуалов Чагаа-Байрам - это катание с горы по снегу ("дьерге ангданар" по-алтайски). Нужно не просто съехать, а именно перекатываться, чтобы полностью очиститься и впитать силу земли. По старинному поверью, чем дальше укатился, тем счастливее для тебя будет год.
Кстати, некоторые тюркологи полагают, что главный символ Нового года - Дед Мороз - может иметь алтайские корни. Согласно этой версии, один из главных священных духов древней алтайской мифологии - Ульгень (Ульген) может быть прототипом современного Деда Мороза. Ведь по легенде он раз в год зимой приходит к людям в виде старика с белой бородой, приносит подарки и елку. Ученые не исключают, что именно тюрки принесли этот обычай почитания зимнего деда в Европу во время великого переселения народов.