Иртыш в связке с Обью формирует естественный транспортный канал, способный связать Центральную Азию, внутренние регионы Китая и Арктическую зону России в единую систему "река - море". Развитие данного направления позволит дополнить существующие сухопутные маршруты, увеличить объемы грузоперевозок и сократить издержки.
Между тем в настоящее время потенциал реки используется слабо. В год по Иртышу перевозится порядка четырехсот тысяч тонн грузов, тогда как в советский период объемы превышали тринадцать миллионов тонн. Для раскрытия неис-пользованных возможностей требуется комплексное решение инфраструктурных задач, включая работы по дноуглублению, модернизацию портов и причалов, а также развитие судоходства.
По словам Виталия Хоценко, Омская область не стоит на месте и уже ведет активную работу с зарубежными партнерами. Летом текущего года состоялась экспедиция по регионам Республики Казахстан, расположенным на Иртыше, в рамках которой обсуждались перспективы взаимодействия с представителями органов власти и делового сообщества. В 2026 году планируется продолжить работу в КНР, а также провести специализированный форум в Павлодарской области (РК), посвященный вопросам совместного использования потенциала реки.
Глава региона подчеркнул важность вывода данной темы на межгосударственный уровень и обозначил целесообразность формирования совместной программы России, Казахстана и Китая. Реализация такого подхода, по его мнению, способна укрепить евразийские транспортно-логистические связи. А коридор "Иртыш - Обь - Северный морской путь" может открыть новые перспективы в развитии международных транспортных возможностей.
Кстати, накануне заседания совета в Омске прошел международный туристско-транспортный форум, который тоже сосредоточился на этой теме, объединив специалистов России, Казахстана и Китая. Площадка собрала руководителей приграничных территорий, экспертов, представителей отраслевых ведомств и бизнеса. Участники обсудили текущее состояние грузоперевозок, проекты по расчистке русла, возможности увеличения транзита.
Специалисты напомнили, что в прошлом веке Иртыш являлся одной из важнейших транспортных артерий Западной Сибири и Казахстана. Речное судоходство на протяжении долгих лет выступало в качестве основного, а в ряде случаев было единственной возможностью доставить грузы в отдаленные северные территории.
Теперь все выглядит иначе. Основная перевозка осуществляется главным образом по сухопутным магистралям, и уже наблюдается критическая перегрузка имеющихся видов транспорта. При этом Иртыш в сравнении с советским периодом задействован в процессе только на двадцать процентов. По мнению специалистов, возрождение и развитие водной артерии не только поможет избежать транспортного коллапса, но и способно обеспечить качественный прорыв в системе перевозок.
Впрочем, за последние десятилетия характер Иртыша, прежде полноводного, сильно изменился. Даже в Казахстане, несмотря на наличие плотин, можно сесть на мель, и местные власти нацелены исправить ситуацию. Китайской стороне проект судоходства тоже может быть интересен: марш-рут от КНР до Северного морского пути по Иртышу - самый короткий и экономичный.
Эксперты сходятся во мнении, что работать над инженерными решениями нужно сообща, с участием трех стран и учитывая интересы каждой.
"Совместно мы можем вернуть реке ее транзитную мощь, расширить логистику и создать новый международный транспортный коридор. Это откроет дополнительные возможности для экономики трех стран", - считает Виталий Хоценко.
Резолюция омской международной конференции ляжет в основу подготовки программы XXII Форума межрегионального сотрудничества России и Казахстана, который пройдет в Омске осенью 2026 года.