24.12.2025 11:15
Экономика

В России построен первый ледокольный танкер-газовоз

Текст:  Евгения Мамонова
/ НК "Роснефть"
Читать на сайте RG.RU

В России построен первый ледокольный танкер-газовоз класса ARC 7 для перевозки сжиженного природного газа. Его строительством занималась судоверфь "Звезда" - пионер в возведении технически сложных гражданских судов. Предприятие создается в городе Большой Камень Приморского края по поручению Президента России, оператором проекта является НК "Роснефть". Торжественная церемония передачи танкера заказчику ПАО "Совкомфлот" состоялась на днях.

Танкер-газовоз будет носить имя "Алексей Косыгин" и станет головным судном в серии ледокольных танкеров для проекта "Арктик СПГ-2".

"Подобные суда сейчас очень сильно востребованы в нашей стране для перевозки сжиженного природного газа по Северному морскому пути, - отметил ответственный за сдачу газовоза от ССК "Звезда" Константин Панкратов. - Это дает большой толчок для экономики и для развития отрасли. Танкер может перевозить сжиженный природный газ по Северному морскому пути без сопровождения ледоколов, что значительно снижает затраты на грузоперевозку и позволяет флоту быть конкурентноспособным. Плюс работать в течение всего года без перерыва".

Газовозы серии ARC 7 имеют высокий ледовый класс и способны работать в арктических условиях, самостоятельно преодолевая лед толщиной более двух метров. Каждый танкер вмещает более 172 тысяч кубометров сжиженного природного газа. Длина судна составляет 300 метров, ширина - 48,8 метра, дедвейт (грузовместимость) - 81 тысяча тонн. Мощность силовой установки газовоза - 60 МВт.

"Это уникальное судно и те, кто погружен в этот проект, понимают, насколько сложно было построить и ввести газовоз в эксплуатацию, - подчеркнул капитан танкера-газовоза "Алексей Косыгин" Сергей Гень. - Я участвовал в пуско-наладочных работах, общался с инженерами, со всей страны были собраны лучшие специалисты и я испытываю гордость за страну, за то, что у нас все получилось. Мы работали одной командой, у нас была хорошая кооперация в работе и некоторые моменты мы сделали даже лучше, чем предполагали. На этом судне внедрены улучшения, сделанные на основе опыта эксплуатации зарубежных судов. В частности, улучшена носовая конечность и мы ожидаем более эффективных ледокольных характеристик".

"Алексей Косыгин" был построен и спущен на воду с помощью сухого дока - уникального гидротехнического сооружения, одного из крупнейших в мире. Его размеры составляют 485 х 114 х 14 метров. Технические параметры сухого дока впервые в России позволяют строить большинство типов существующих и перспективных судов водоизмещением до 350 тысяч тонн.

Танкер успешно прошел ходовые испытания. Специалисты ССК "Звезда" впервые на Дальнем Востоке провели газовые испытания судна.

"Ходовые испытания и газовые испытания успешно пройдены, - подтверждает третий помощник на судне "Алексей Косыгин" Антон Гамбург. - Впереди - испытания льдами Северного морского пути. Танкер ледового класса ARC 7 может проходить через льды толщиной 2,1 метра, способен передвигаться и выполнять свои функции в самых тяжелый штормовых условиях".

Производство таких газовозов как "Алексей Косыгин" требует проведения большого объема научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, применения инновационных технологий и уникального оборудования, привлечения высококвалифицированного персонала.

/ НК "Роснефть"

ССК "Звезда" - первая российская судоверфь крупнотоннажного производства, которая предназначена для выпуска судов ледового класса, судов водоизмещением до 350 тысяч тонн, специальных судов и других видов морской техники. В портфеле заказов верфи - около 60 судов.

C 2020 по 2025 год верфь уже передала заказчикам семь судов, в том числе нефтеналивные танкеры типа "Афрамакс" дедвейтом 114 тысяч тонн.

Строительство на ССК "Звезда" газовозов для перевозки сжиженного природного газа не только укрепляет судостроительные мощности страны, но и вносит весомый вклад в стратегические цели импортозамещения, обеспечивая технологическую независимость России в создании критически важной арктической инфраструктуры.

"Сегодняшнее событие является поистине историческим и открывает нам новые возможности использования Северного морского пути на всем его протяжении в круглогодичном режиме", - отметил на торжественной церемонии передачи танкера генеральный директор ПАО "Совкомфлот" Игорь Тонковидов.

Нефть и газ