24.12.2025 17:00
Технологии

Второй пакет мер по борьбе с мошенничеством внесен в Госдуму

Текст:  Олег Капранов
Правительство вносит на рассмотрение депутатов Государственной Думы второй «пакет» мер по защите граждан от мошенников. Документ включает порядка 20 инициатив, направленных на снижение рисков кибермошенничества и усиление безопасности пользователей.
Читать на сайте RG.RU

Среди ключевых нововведений - закрепление требования о восстановлении доступа к аккаунту на портале Госуслуг только доверенными способами, в том числе через МФЦ, приложения или сайты банков, а также с помощью биометрии. Это снижает вероятность того, что мошенники получат доступ к учетной записи гражданина.

«Второй» пакет также предусматривает введение детских СИМ-карт, что позволит родителям контролировать доступ ребенка к нежелательному контенту и снизит риск вовлечения несовершеннолетних в мошеннические схемы.

Продолжается системная борьба с так называемыми дропперами - лицами, предоставляющими мошенникам доступ к своим банковским счетам. Предлагается установить ограничение на количество банковских карт - не более 20 на одного человека (не более 5 карт в одном банке). Это усложнит создание инфраструктуры для обналичивания средств, полученных преступным путем.

Дополнительно вводится маркировка международных телефонных звонков. Благодаря этому граждане смогут быстрее распознавать мошеннические вызовы и принимать взвешенные решения, не поддаваясь телефонному обману.

Законопроект также закрепляет право гражданина сообщить о факте кибермошенничества через портал Госуслуг. Такой механизм позволит оперативно фиксировать инциденты и автоматически информировать о действиях злоумышленников банки, операторов связи и цифровые платформы.

Также предусмотрено право оператора связи применять меры, в том числе искусственный интеллект, для выявления подозрительных звонков. Подобные алгоритмы (так называемый «голосовой антифрод») уже активно используются бизнесом для контроля качества обслуживания и борьбы с мошенничеством.

Кроме того, закрепляется обязанность операторов связи передавать в реестр ГИС «Антифрод» сведения о номерах, с которых и на которые совершаются мошеннические вызовы, а также приостанавливать пропуск трафика по включенным в реестр номерам.

Отдельное внимание уделено борьбе с фишингом. Вводится запрет на распространение информации, направленной на обман пользователей и хищение их данных, а также механизмы внесудебной, оперативной блокировки мошеннических (фишинговых) сайтов. Ранее обязательной блокировке подлежали только ресурсы, имитирующие сайты банков и финансовых организаций.

Все эти меры направлены на то, чтобы сделать цифровую среду безопаснее, защитить личные данные граждан и усложнить реализацию мошеннических схем.

«Мы создаем многоуровневую систему защиты, где человек больше не остается один на один с мошенником. Государство, банки, операторы связи, цифровые платформы – вся цифровая инфраструктура страны теперь вовлечена в противодействие киберпреступности. Вместе мы постоянно внедряем новые и понятные инструменты противодействия мошенникам, повышаем цифровую грамотность граждан. В результате это существенно усложняет реализацию мошеннических схем», - сказал вице-премьер - глава Аппарата Правительства Дмитрий Григоренко.

В апреле этого года был принят первый правительственный «пакет» мер против мошенников. Он включает порядка 30 инициатив по защите граждан от киберпреступников, и эти положения уже вступили в силу.

Так, на сегодняшний день действует запрет на использование иностранных мессенджеров сотрудниками госорганов, банков и операторов связи при общении с клиентами. Кроме того, введена маркировка звонков юрлиц. Это значит, что во время звонка человек сразу видит на экране своего телефона сведения об организации и назначение вызова. В числе мер также - самозапрет на кредиты и займы. Его уже установили свыше 20 млн граждан.

.tech Сервисы Связь Правительство