Динамика, с которой сталкивается российский сегмент Сети, во многом определяется агрессивным воздействием недружественных стран и противодействием им со стороны регулятора. При этом важно понимать, что решения регулятора в отношении отдельных иностранных онлайн-платформ - это не разрозненные меры и не "запреты ради запретов", а оформленная политика, отметил в начале дискуссии член Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Немкин.
"Речь идет о формировании понятных и обязательных правил работы в российском цифровом пространстве. Если зарубежные сервисы зарабатывают на российской аудитории, они обязаны соблюдать российское законодательство прежде всего в части безопасности граждан, защиты детей и противодействия преступности. Игнорирование этих требований - это осознанный выбор самой платформы, а не "внешнее давление", - подчеркнул депутат Госдумы.
По словам Немкина, ситуация с FaceTime наглядно демонстрирует, что вопросы безопасности не могут быть предметом компромиссов. Когда правоохранительные органы фиксируют использование сервиса для координации преступлений, террористической деятельности и мошенничества, а правообладатель отказывается взаимодействовать с государством и устранять угрозы, государство обязано реагировать. Цифровые технологии не могут быть "вне закона" только потому, что они принадлежат крупной международной корпорации.
"С Roblox проблема еще глубже, потому что затрагивает детскую аудиторию. Мы говорим о платформе, где системно выявляются сцены насилия, моделирование терактов, криминальные сценарии и попытки вовлечения несовершеннолетних в противоправную деятельность. Это не единичные сбои модерации, а структурная неспособность или нежелание компании обеспечивать базовые стандарты безопасности. В таких условиях государство просто не имеет права бездействовать - защита детей является безусловным приоритетом", - заявил Немкин.
Заместитель главного редактора "Российской газеты", член Общественного совета при Роскомнадзоре Елена Березина отметила, что традиционные медиа добросовестно противодействуют волнам фейков и деструктивного контента, выполняя свою просветительскую функцию: делают спецпроекты, анимацию, образовательные ролики, материалы для разных возрастов. Но "точек соприкосновения" с аудиторией все равно не хватает: люди продолжают уходить туда, где деструктивного контента объективно больше, чем конструктивного.
Круглый стол на тему “Нужны ли школьникам уроки цифровой гигиены”Ведущий "Соловьев LIVE" и автор телеграм‑канала "Каменев" Иван Каменев обострил дискуссию, напомнив, что речь о борьбе с фейками - не абстрактный спор о правильной повестке или борьбе "хорошего" с "плохим". "Целью работы фейкометов являются смерти наших людей, и в первую очередь детей. Это не виртуальная борьба, это абсолютно реальные потери", - подчеркнул он, призвав относиться к информационной войне так же серьезно, как к боевым действиям.
В борьбе с фейками помощь могут оказать новейшие технологии, в первую очередь искусственный интеллект и ИИ-агенты на его основе. Исполнительный директор портала "Рамблер" Анна Иванова рассказала о сервисе фактчекинга, разработанном ее командой.
"Любой человек может зайти в созданную нами систему и спросить: это правда или неправда? ИИ работает только на проверенной базе: федеральные СМИ, официальные источники, верифицированная информация", - объяснила она. Система построена на российском GigaChat и призвана не усиливать тревожность, а снимать ее. "Когда человек живет в постоянной тревоге, он перестает думать и на веру принимает абсурдные факты", - отметила она, подчеркивая, что ответственность бизнеса - тратить часть прибыли на развитие безопасной информационной среды.
Крайне остро стоит и проблема видеофейков и дипфейков. Иванова призналась, что некоторые ролики с поддельными высказываниями первых лиц государства выглядят настолько убедительно, что ей страшно, но люди в мире часто принимают их за правду. "Мы живем в реальности, когда глазам можно и не верить. Это не страшно, если есть правила и светофоры", - сказала она, проводя аналогию с появлением дорог и ПДД.
При этом, по ее словам, запреты неизбежно порождают эффект "запретного плода", поэтому ключевой задачей государства и бизнеса становится обучение граждан: как распознавать фейки, как пользоваться технологиями, как жить в новой цифровой реальности.
Эксперты отмечают, что на этом фоне, несмотря на технологические задачи по борьбе с фейками и дезинформацией, цифровая грамотность остается одним из основных инструментов. Руководитель центра коммуникаций "МедиаХАБ" Виктория Рашина рассказала о поездке в новые регионы России. "Первые месяцы СВО люди верили кадрам войны в Сирии, Ираке, компьютерным играм, выдаваемым за события в России. Проверять нужно не только текст, но и фотографии и видео", - напомнила она.
Эксперты отдельно остановились на феномене анонимности. В прежние годы сложился некий феномен нарратива об анонимности в Сети, который транслировал идею анонимности как свободы для пользователя, в то время как в реальности это выглядело, как то, что информацией о человеке владели и злоупотребляли все, кроме этого человека, который понятия не имел, что происходит с его данными. И именно на базе этой анонимности формируется среда, в которой разгоняются волны фейков.
"Анонимность - это беззаконие и безответственность", - подчеркнула Рашина. Конфиденциальность, по ее словам, другое понятие: это законное право человека, но оно не должно подменяться полной безнаказанностью анонимных каналов и блогов. Она добавила, что сейчас работает над кодексом этики и моральной ответственностью авторов перед аудиторией. При этом она признает, что закон о СМИ и новые нормы для блогосферы пока не успевают за практикой. Рашина привела пример нового типа фейкового контента, который заполняет соцсети. По ее словам, создаются сетки каналов и блогов, якобы ведущихся российскими военнослужащими и жителями приграничья. В роликах фигурируют как синтетические, созданные ИИ персонажи, так и реальные люди, но в контент "зашиваются" искаженные смыслы: жалобы на отсутствие еды, воды, эвакуации, на брошенных раненых.
"Люди верят, что это российский солдат в окопе, а это искусственный интеллект. Под такими постами по три тысячи комментариев: наши жалеют, украинские злорадствуют", - говорит Рашина, подчеркивая важность перевода аудитории на отечественные платформы, где есть возможность блокировать подобный контент.
Но не всем опора на этику пришлась по душе. Член Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, журналист Александр Малькевич резко негативно отнесся к такому подходу. "О какой этике мы говорим? Ее никто не соблюдает, это фикция, отжившие книжки", - заявил он, настаивая, что поведение в Сети должно регулироваться законом, а не моральными декларациями. Малькевич напомнил, что сегодня жестко наказываются фейки о российской армии, но огромный пласт людей, работающих в зоне СВО и не являющихся военнослужащими, остается незащищенным от клеветы. "Права этих людей никак не защищены, а правоохранительные органы не реагируют, потому что нет правовых норм", - отметил он.
Рашина возразила, что не все и не всегда можно прописать в законе. В качестве примера она привела трагедию, когда некоторые медиа и блогеры публиковали шокирующие кадры с места событий. "Нельзя рекламировать и развлекать в дни траура - это тоже не про закон, а про воспитание взрослых людей", - сказала она, настаивая на важности кодексов этики и саморегулирования отрасли.
Генеральный директор АНО "Белый интернет", член Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, профессор МГИМО МИД России Элина Сидоренко обратила внимание на правовые пробелы. Суды, по ее словам, зачастую отказываются рассматривать дела о защите чести и достоинства в запрещенных соцсетях, мотивируя это тем, что площадки уже ограничены в России. "Мы сами себе отрубили возможность правовой защиты, объявив площадки закрытыми", - констатирует эксперт, указывая, что при этом пользователь формально не лишен доступа к этим сетям. По ее инициативе в Конституционный суд направлено обращение с просьбой оценить конституционность сложившейся практики и дать возможность защищать права граждан, даже если нарушение произошло на заблокированной платформе.
Еще одна проблема, которую выделяет Сидоренко, - разрыв между поколениями и регионами: пожилые смотрят телевидение, молодежь - только соцсети, средний возраст - газеты и новостные сайты. "Москва, регионы и Санкт‑Петербург живут в разных информационных потоках. Мы теряем социальный контроль друг за другом и выстраиваем модель цифрового потребителя, а не цифрового гражданина", - предупреждает она.
Продолжая тему суверенных сервисов, Малькевич сравнил навязывание западных цифровых платформ с историей "ножек Буша". "Нам много лет внушали, что только иностранные поисковики, сервисы, мессенджеры - это престижно и удобно. Это были цифровые ножки Буша", - сказал он, напомнив, что при этом большинство россиян все равно пользовались отечественными соцсетями "Одноклассники" и "ВКонтакте". Он подчеркнул, что России есть чем гордиться: собственные соцсети, маркетплейсы, портал госуслуг, который он назвал "уникальным опытом для мировой практики", а также национальный мессенджер МАХ. "Нужно гордиться тем, что у нас есть, это продвигать и рекламировать. А с теми, кто бьет нас в спину, бороться в правовом поле", - резюмировал он.
Руководитель информационно‑аналитического отдела движения "Юнармия" Ксения Берладян обратила внимание на то, что одна из главных целей фейковых кампаний - детские и молодежные организации. "Это борьба за будущее страны. За то, как будут думать и действовать наши дети через несколько лет", - подчеркнула она. По ее словам, зарубежные структуры "нежно любят" "Юнармию", но эта "любовь" носит сугубо токсичный характер: регулярно появляются вбросы о том, что из сложных подростков и сирот якобы "формируют военную элиту".
Берладян и Сидоренко сошлись в том, что медиаграмотность нужно закладывать с начальных классов. Сидоренко рассказала, что в рамках СПЧ уже обсуждала с Минпросвещения идею обязательных уроков цифровой безопасности, а не разовых лекций "как бог на душу положит" от случайных айтишников. "Мы должны объяснять детям, где брать информацию. Иначе они найдут ее сами - не там, где нам бы хотелось", - сказала она. Сидоренко добавила, что без системной переподготовки государственных служащих и правоохранителей говорить о защите граждан в Сети бессмысленно. Она привела пример лекций для чиновников как лектора общества "Знание": базовые цифровые вопросы остаются для многих "терра инкогнита", а в зале из 300 человек мессенджер МАХ установлен только у лектора.
В то же время, судя по статистике, россияне начинают все активнее осваивать национальный мессенджер. Аудитория национального мессенджера MAX превысила 75 миллионов человек, а ежедневно в декабре им пользовались около 45 миллионов. "МАХ - самый молодой мессенджер в мире, и аналогов такого нет", - сказал Каменев, отметив, что амбиции сделать жизнь граждан безопаснее неизбежно воспринимаются как угроза для противников России.
Эксперт перечислил самые живучие мифы про MAX, с которыми сталкивается в эфирах и социальных сетях. Это и принудительная установка приложения, и якобы тотальный контроль спецслужб" и даже ИИ‑"доносы" на пользователей VPN. "Таких функций просто нет", - отмечает Каменев. По его словам, разрешений у МАХ - 63, тогда как у Telegram - 71: "Кто же ищет больше?" - задается вопросом эксперт. По его оценке, охваты фейков о МАХ - сотни миллионов просмотров, а внутри этого потока "нет правды, исключительно извращенная реальность".
Анна Иванова посмотрела на проблему контента в MAX глазами бизнеса: "Чтобы туда писали, должны быть понятные правила и люди, которые это бизнесу объяснят", - сказала она. По ее словам, многие медиа и бренды готовы зайти в МАХ, но не понимают, к кому и как обращаться, какие форматы доступны и как работает продвижение.
Рашина добавила, что сегодня публиковать авторский контент в МАХ могут только блогеры от 10 тысяч подписчиков в соцсетях, поскольку нижняя планка привязана к регистрации в Роскомнадзоре. Она предложила снизить порог до 3-5 тысяч, чтобы микроблогеры тоже смогли приносить в национальный мессенджер качественный нишевой контент.
Подводя итоги дискуссии, участники сошлись в том, что эффективная борьба с фейками возможна только на своем поле. А развитие национальных платформ невозможно без открытого разговора об ошибках. "Мы встали на этот путь, будем наступать на грабли, но в итоге сделаем хороший национальный мессенджер. Не надо бояться говорить о проблемах - иначе они не решаются", - сказала Анна Иванова.
"Россия выстраивает суверенную и ответственную цифровую политику, в которой безопасность граждан стоит выше коммерческих интересов иностранных платформ. Любая компания, работающая на нашем рынке, должна понимать - правила едины для всех. Либо ты соблюдаешь закон, взаимодействуешь с регуляторами и защищаешь пользователей, либо сам принимаешь решение уйти с рынка. Иного пути в современном цифровом мире просто не существует", - подытожил Антон Немкин.