25.12.2025 17:18
Общество

Главной темой Веры Алентовой в искусстве было умение любить, храня верность

Текст:  Валерий Кичин
Умерла Вера Алентова - актриса, имя и облик которой навсегда связались в сознании зрителей с образом "советской Золушки" - героини фильма "Москва слезам не верит" Кати Тихомировой, выбившейся из простых работяг в руководители крупного завода. Фильма, настолько поразившего мир, что он был удостоен премии "Оскар" и, говорят, государственные деятели пытались по нему постичь загадочный русский характер.
Читать на сайте RG.RU

Вера Алентова родилась в Котласе Архангельской области в актерской семье и с детства не представляла для себя другой судьбы. Уже в 18 лет она вошла в труппу Орского драматического театра, играла там главные роли. Театральное образование получила в Школе-студии при МХАТ имени Горького. На втором курсе самая красивая студентка потока встретила Владимира Меньшова, тоже студента, вышла за него замуж и оставалась верной ему всю жизнь. Верность вообще в ее характере: в 23 года став актрисой Московского театра имени Пушкина, она до последних дней играла на его сцене.

Не стало народной артистки РФ Веры Алентовой

Среди самых значительных ее ролей в театре - Гелена в "Варшавской мелодии", Чебоксарова в "Бешеных деньгах", Елена в "Детях солнца", Амалия в "Разбойниках", Каролина в "Недосягаемой" и, конечно, ее последняя звездная роль в ее бенефисном спектакле "Мадам Рубинштейн". Роль основательницы могущественной "империи красоты" Хелены Рубинштейн, одной из самых богатых и влиятельных женщин мира, эталона элегантности и женственности.

В ее фильмографии несколько десятков картин. Среди них "Время желаний" классика советского кино Юлия Райзмана. Ее Светлана была целеустремленной до полной бесчувственности, она умела добиваться своих целей и устраивать свою судьбу, ломая судьбы всех, с кем соприкасалась. Характер, типичный для деловых карьерных женщин, он вызывал восхищение умным мастерством актрисы, но полюбить его было трудно.

Всенародную любовь Вере Алентовой принесли фильмы, снятые Владимиром Меньшовым, - "Москва слезам не верит", "Зависть богов", "Ширли-мырли". Героиня первого сразу завоевала сердца обаянием и чувством собственного достоинства: преодолевая все трудности и житейские соблазны, пережив разочарование в своей первой любви и уже махнув рукой на свою личную судьбу, она встретила, наконец, своего принца в образе человека надежного, с твердыми принципами и без глупых предрассудков. Конечно, в этом фильме действительно было много от сказки, где добро непременно побеждает и все хорошие люди находят счастье. Но это был тот случай, когда сказка давала зрителям надежду, а то, как играла Алентова свою Катю, делало героиню фильма близкой всем женщинам в зале - она была своя.

Ушла из жизни Вера Алентова

В сатирическом фильме "Ширли-мырли" Вера Алентова явила другие стороны своего таланта - она сыграла там сразу четыре роли, требующие идеального владения приемами гротеска, эксцентриады, блистательных перевоплощений: американская невеста музыканта Шниперсона, жена цыганского барона Алмазова, девушка вора Кроликова и стюардесса Уитни Кроликоу. В этом фильме актриса абсолютно приняла лукавую, чуть ерническую, на грани фола, манеру, предложенную режиссером, и довела ее до совершенства.

В драме "Зависть богов" Меньшов рассказал историю о том, как законопослушная редакторша официального советского ТВ полюбила иностранца. Это была картина переломных лет - о глотке свободы, которую нам дала перестройка. О свободе выбора и свободе чувства, которая есть одно из главных прав человека. Она была остро критичной по отношению зашнурованному обществу, каким был Советский Союз. И опять-таки чувство достоинства - главное, что отличает героиню Алентовой, эту "слабую женщину", от ее товарок, всегда готовых приспособиться к любым обстоятельствам. Ее партнером по этому фильму был Анатолий Лобоцкий - недавно ушедший от нас актер театра имени Маяковского. Прощание с ним на траурной церемонии в театре стало для Алентовой и роковым моментом прощания с жизнью.

Последние кадры с ушедшей из жизни народной артисткой России Верой Алентовой

Увы, не был доведен до конца и погиб еще один проект Меньшова с Алентовой в главной роли - фильм "Салонная драма" по пьесе Ференца Мольнара "Олимпия". Судя по отрывку, который мне удалось посмотреть, в Меньшове мы могли получить незаурядного мастера музыкального кино, а в Алентовой - замечательную актрису мюзикла. Но съемки были прекращены из-за отсутствия денег.

Ее последняя роль в кино - богиня Иштар в экранизации романа Виктора Пелевина "Ампир V".

А в принципе с такой актрисой кино могло бы обойтись внимательней: у нее было много проходных ролей в незначительных, сразу же забытых фильмах. Зато ее немногие главные роли остаются в памяти на всю жизнь. Американцы не случайно пытались постичь по ее Кате Тихомировой русский характер - Вере Алентовой удалось разглядеть в жизни и воплотить в своей героине нечто главное, что формирует жизнь и судьбу целой страны. Как считал автор пьесы "Недосягаемая", в которой она играла, Сомерсет Моэм, "величайшая трагедия жизни состоит не в том, что люди гибнут, а в том, что они перестают любить". Если разобраться, ведущей темой актрисы Алентовой в искусстве и в жизни было умение любить, храня верность на всю жизнь. Как это было у идеальной пары Вера Алентова - Владимир Меньшов.

Утраты Наше кино