25.12.2025 18:56
Культура

Какие события и тенденции стали самыми яркими в музейной жизни России

Текст:  Жанна Васильева
Российская газета - Федеральный выпуск: №295 (9834)
Финиш года больше похож на старт. Поэтому все итоги - с открытым финалом. Первое, что можно сказать определенно: событием года стало открытие филиала Третьяковской галереи в Калининграде проектом "Пять веков русского искусства".
На открытии филиала Третьяковской галереи в Калининграде. / РИА Новости
Читать на сайте RG.RU

Не меньшее по значимости событие - завершение строительства нового здания Пермской художественной галереи. Новое пространство на бывшем Заводе им. Шпагина еще не открылось официально. Но, сообщает телеграм-канал музея, уже проходят экскурсии, знакомящие с новым зданием как первым экспонатом.

В Калининграде открылся филиал Третьяковской галереи

Эти события особенно важны на фоне закрытия филиалов ГМИИ им. Пушкина в Калининграде, Екатеринбурге и Владикавказе. У Пушкинского остаются из пяти два филиала: в Нижнем Новгороде и Томске. Плюс Мастерская Эдуарда Штейнберга в Тарусе, которая работает и как арт-резиденция. Хочется надеяться, что власти регионов подставят плечо закрывающимся филиалам, понимая потенциал культурных институций с богатой историей и опытом работы.

В художественной жизни страны все более важной становится роль региональных музеев с их коллекциями. Шедевры путешествуют по России

Роль региональных музеев сегодня демонстрирует успех выставки Марка Шагала в Пушкинском, где ранние работы художника, написанные в Витебске и Москве, собраны из музеев России - от Владивостока до Астрахани и Краснодара. С другой стороны, шедевры из Русского музея, Третьяковской галереи, Музеев Московского Кремля, Пушкинского музея могут видеть зрители Урала, Сибири, Дальнего Востока. Среди амбициозных проектов - турне шедевров французского искусства рубежа XIX-XX веков из коллекции Пушкинского по шести городам в рамках проекта "Импрессионисты в Сибири". Тридцать картин кисти Курбе, Сислея, Сезанна, Писсарро, Матисса, Марке и других мастеров будут путешествовать по России до конца 2026 года.

Выставка "Марк Шагал. Радость земного притяжения" в Пушкинском музее

Новый тренд межмузейных обменов - сотрудничество музеев из разных регионов напрямую. Изящная выставка "Поленов и его ученики" в Суздальском кремле - плод сотрудничества Владимиро-Суздальского музея-заповедника и музея-заповедника "Поленово". Примеров такого сотрудничества много. Музей Фаберже в рамках такого "сетевого" проекта "Открытый мир" показал искусство Екатеринбурга, Пермского края, Нижнего Новгорода. Другой яркий пример - выставка "Волга. Нева. Москва. Саратовские символисты в Москве и Ленинграде 1920-х -1940-х", которая открылась в павильоне "Рабочий и колхозница" (филиал Музея Москвы). Идея перекинуть мостик от символистов "Голубой розы" к художникам Ленинградской школы предвоенных лет выглядит дерзкой. Но на выставке этот мостик убедителен благодаря исследовательской работе кураторов.

В Суздале открылась выставка работ Поленова и его учеников

Из международных проектов радует биеннале "Мода и стиль в фотографии" в Мультимедиа Арт Музее, звездой которого в этом году стал "король папарацци" Рино Бариллари. Остается востребованной и ориентация на Восток. Среди лучших - выставка "Путь на Восток. Русские художники в Средней Азии" в Третьяковской галерее, "Свет между мирами" в музее "Новый Иерусалим" и открывшаяся в "Царицыно" выставка "Индия. Ткань времени".

Выставка "Путь на Восток" в Новой Третьяковке

Появляются новые и расширяются старые некоммерческие частные музеи. На Верхней Масловке в "Городке художников" Василий Демин создал музейный центр, где экспозиция сохраняет черты приватности мастерской. Музей "ЗИЛАРТ" с размахом открыт на месте завода ЗИЛ в Москве. В Санкт-Петербурге в бывшей квартире поэта Александра Введенского только что открылся музей ОБЭРИУ. После пяти лет реконструкции открыл двери музей AZ, представив коллекцию Анатолия Зверева в формате открытого хранения. А центр Betоn показал огромную фотоколлекцию в петербургском "Манеже". Событием стала 1-я Биеннале частных коллекций, прошедшая в пяти городах, включая столицу.

На пяти этажах музея "ЗИЛАРТ" открылись первые выставки

Роль коллекционеров трудно переоценить. К столетию со дня рождения Дмитрия Краснопевцева, одного из любимых художников Ирины Антоновой и Святослава Рихтера, на основе частных собраний открылась выставка в центре АZ ART на Маросейке. Краснопевцев стал одним из ключевых героев выставки "Разум и чувства" в фонде "Екатерина". Личность Владимира Гиляровского и его эпоха - в центре внимания проекта музея русского импрессионизма "Линия Гиляровского".

Выставка "Линия Гиляровского" открылась в "Центре Гиляровского"

В отношении выставочных проектов итоги года можно свести к трем А: Авангард, Археология, Абстракция. Музеи делают ставку на них - и выигрывают. По крайней мере, если судить по выставке "Наш авангард" в Русском музее. Неожиданные находки и открытия демонстрируют ретроспектива Ильи Машкова в Третьяковской галерее, выставка Якова Чернихова в Еврейском музее и центре толерантности, небольшая выставка Ивана Клюна в ММОМА. Интересны архивные изыскания и реконструкции в проектах "Любовь в авангарде. Михаил Матюшин и Елена Гуро" или "Татлин" в Центре "Зотов". Здесь же отличная выставка "Путь к авангарду. Диалоги художников в журнале "А - Я".

В центре "Зотов" открылась выставка "Татлин. Конструкция мира"

Абстрактное искусство стало востребованным оазисом, местом обитания платоновских эйдосов, чистого разума и художественного поиска. Третьяковская галерея сделала блестящие ретроспективы Франциско Инфанте, Валерия Юрлова. ММОМА - проект "Еще раз об абстракции". Отличные персональные выставки Алены Кирцовой и Магомеда Кажлаева были в галерее Systema. Очень красивая выставка "Успокоение" ("Музей нонконформизма. Галерея Нади Брыкиной") показала, что абстрактное искусство имеет интересную историю в советском ХХ веке.

Археология тоже в топе. Сейчас в нижегородском "Арсенале" представлен "Пантикапей. Из прошлого в будущее" ГМИИ им. Пушкина. А одной из лучших выставок года стал проект ГЭС-2 "Не слитно, не раздельно", где история древнего Хорезма, археологических экспедиций 1930-х - 1990-х, размышления о судьбе Аральского моря сплели ткань выставки, где пространство и время кажутся бесконечными.

В Третьяковской галерее проходит выставка "Наследие эпохи. Михаил Савицкий"

Яркими событиями стали проекты, которые не укладываются в схемы, но являются, как "беззаконная комета в кругу расчисленных светил". Это и "Непарадный портрет" Наталии Турновой, "Небесный город. Мастерская художника" Игоря Шелковского, выставка "Вдох выдох" Ани Жёлудь - к несчастью, посмертная, "Опознанный объект" Андрея Гросицкого в Мультимедиа Арт Музее Москвы и "Жизнь" Ирины Затуловской в Московском музее современного искусства. Прекрасные проекты в цикле "Это было со мною" можно было видеть в ЦСИ "Винзавод".

Такими же яркими оказываются и проекты, сделанные на стыке искусств и эпох, будь то "Жили-были. Царство русской сказки" на "Винзаводе", "Линия Гиляровского" в Музее русского импрессионизма, "Танец ХХ века. Матисс, Малевич, Дягилев, Кандинский и другие" в Еврейском музее и центре толерантности, "Красная Москва" в центре "Зотов".

Успех ретроспектив Карла Брюллова и Бориса Кустодиева в Третьяковской галерее доказывает, что больше всего зрители любят возвращаться к знакомым картинам, сюжетам, художникам. Подтверждение тому - живой интерес публики к проектам Музеев Московского Кремля "Наследие Петра Великого и дворцовые перевороты в Российской империи" и "Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность".

Выставка "Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность."
Третьяковская галерея подвела итоги года и объявила о планах
Живопись Музеи и памятники