25.12.2025 18:38
Власть

Валерий Выжутович: Фокус поддержки моногородов смещается

Текст:  Валерий Выжутович (политический обозреватель)
Российская газета - Федеральный выпуск: №295 (9834)
Правительство намерено изменить подход к формированию перечня моногородов, чтобы сделать государственную помощь им более целенаправленной и результативной. Соответствующее постановление уже принято. Отныне претендовать на этот статус и сопутствующую ему поддержку смогут не только традиционные "однопрофильные" города, но и муниципальные округа, а также муниципальные образования, выполняющие функцию ядра городской агломерации. Под агломерацией понимается объединение города и прилегающих населенных пунктов в радиусе полуторачасовой транспортной доступности, связанных устойчивыми экономическими и социальными связями. Это важный шаг, признающий более сложную современную структуру расселения и трудовых миграций.
Валерий Выжутович, политический обозреватель. / РГ
Читать на сайте RG.RU

Одновременно в новый перечень автоматически включатся два типа территорий: населенные пункты, где уровень безработицы в последние три года стабильно превышает среднероссийский показатель в два раза и более (по актуальным данным, таких городов около 20), а также территории, на которых уже созданы ТОСЭР (территории опережающего социально-экономического развития), чей режим льгот действует до 2028-2032 годов (их насчитывается 84). При этом из перечня планируется исключить около 75 городов, чья экономика уже диверсифицирована и которые больше не отвечают ключевому критерию - когда более 20 процентов занятых работают на одном градообразующем предприятии (для городов с населением до 3 тыс. человек). Согласно оценкам Минэкономразвития, многие города за последние пять лет перестали соответствовать этому порогу. По данным ведомства, с 2015 года доля градообразующих предприятий в экономике моногородов снизилась с 65% до 41%. Общая выручка всех компаний на этих территориях выросла вдвое (с 8,5 до 16 трлн рублей), что соответствовало общероссийской динамике. Эксперты Центра стратегических разработок подтверждают, что уже в 82 моногородах занятость на градообразующем предприятии опустилась ниже критических 20%. Таким образом, сокращение списка - это не только административная мера, но и свидетельство определенных успехов в диверсификации экономики, достигнутых как за счет прихода нового бизнеса, так и в результате естественной трансформации или закрытия старых промышленных гигантов. Ожидается, что вместо 321 моногорода по старому списку 2014 года в новый перечень, который утвердят в первой половине 2026-го, войдет около 246. Основная цель изменений - сконцентрировать поддержку на самых уязвимых населенных пунктах с моноэкономикой.

Валерий Выжутович: Как построить будущее малого города

Для городов, которые сохранят статус, меры государственной помощи остаются прежними, но их управление и фокус планируется пересмотреть. Основными инструментами по-прежнему остаются предоставление льготных кредитов на инвестиционные проекты, направленные на диверсификацию экономики (под 1% годовых на сумму до 250 млн рублей и под 5% - до 1 млрд рублей), а также создание ТОСЭР со специальными налоговыми и регуляторными условиями для привлечения инвесторов.

Важным нововведением станет передача функций управления кредитной программой поддержки моногородов от государственной корпорации развития ВЭБ.РФ - МСП Банку. Это продиктовано необходимостью более тесной работы с малым и средним бизнесом (МСП), который рассматривается как основной драйвер диверсификации. Передача кредитного портфеля объемом около 6 млрд рублей специализированному институту развития МСП должна обеспечить более точечную и гибкую поддержку, включая льготное финансирование оборотных средств и стимулирование локальных предпринимательских инициатив.

Экспертное сообщество в целом одобряет реформу, отмечая ее компромиссный и своевременный характер. Подчеркивается, что старый перечень давно не отражал реальности, включая вполне успешные города. Обновление критериев также решает проблему муниципальных округов, чей административный статус ранее формально блокировал доступ к помощи, мешая корректной оценке ключевых показателей.

Правительство намерено изменить подход к формированию перечня моногородов

Некоторые аналитики указывают на потенциальные риски. В частности, сохраняемый критерий высокого уровня безработицы может оказаться "манипулятивным", позволяя получать поддержку территориям, чьи проблемы носят не структурный, а временный характер. Это создает лазейку для неэффективного расходования средств.

Георгий Бовт: Моногорода постепенно изживают себя как явление

Несмотря на общую положительную динамику, ряд моногородов продолжает находиться в кризисном состоянии. Около 100 из них классифицируются как находящиеся в "красной зоне". Для отнесения к этой категории необходимо наличие пяти признаков напряженности, включая банкротство градообразующего предприятия, массовые увольнения, неблагоприятную рыночную конъюнктуру и высокую безработицу. Особенно острая ситуация сохраняется примерно в двадцати городах, чьи градообразующие предприятия относятся к автопрому, транспортному машиностроению и устаревшим металлургическим производствам.

Намеченные реформы - это переход от широкой, "распыленной" поддержки к сфокусированной и адресной помощи

Программа поддержки моногородов была запущена в 2014 году с созданием специального фонда. За прошедшее десятилетие инструментарий и приоритеты менялись. В конце 2021 года, например, обсуждалось более радикальное сокращение списка, в том числе за счет исключения городов вблизи региональных столиц, но от этих планов отказались из-за пандемии и санкционного давления. Намеченные реформы - следующий логический шаг. Это переход от широкой, "распыленной" поддержки к сфокусированной и адресной помощи наиболее уязвимым территориям.

Светлана Мареева: Средний класс остается основой общественной стабильности
Внутренняя политика