25.12.2025 10:00
Общество

Наталья Петровская: Соревнования по робототехнике доступны уже с начальной школы

Текст:  Ирина Огилько
Среди победителей первой Открытой всероссийской технологической олимпиады по робототехнике "От кода к взлету" большинство дипломов победителей и призеров завоевали москвичи. Как ранее сообщил мэр Москвы Сергей Собянин, юные москвичи завоевали больше 70% наград. Как удалось добиться такого результата, в чем уникальность соревнования, рассказала "РГ" заместитель директора Центра педагогического мастерства департамента образования и науки Москвы, руководитель лаборатории инженерных образовательных проектов и ответственный секретарь оргкомитета олимпиады "От кода к взлету" Наталья Петровская.
/ Пресс-служба департамента образования и науки Москвы
Читать на сайте RG.RU

Как возникла идея создания такой олимпиады?

Наталья Петровская: В Москве давно и активно развивается инженерное образование, в том числе в области робототехники. С 2015 года проходит Московская олимпиада школьников по робототехнике, которая постоянно развивается: меняются регламенты и форматы, усложняются задания. В апреле 2025 года решили провести первую всероссийскую олимпиаду по робототехнике и включить в нее новые направления, связанные с беспилотными летательными аппаратами. Так и родилась идея провести соревнования в Москве с приглашением участников из разных регионов страны. И сделали упор на практические туры, которые проходят в течение трех дней.

Как изменения влияют на олимпиадное движение в России и развитие именно соревнований по робототехнике?

Наталья Петровская: Олимпиада позволяет выстроить карьерную траекторию: мы приглашаем компании и индустриальных партнеров, которые дарят победителям призы, проводят экскурсии на производства. Участники могут увидеть свою будущую профессию воочию. Кроме того, Открытая всероссийская технологическая олимпиада по робототехнике проходит в рамках Московской олимпиады школьников и поэтому включена в перечень Минобрнауки и имеет второй уровень. Это значит, что соревнование проводится не только для того, чтобы школьники попробовали свои силы, но и дает дополнительные баллы при поступлении в ведущие технические вузы страны.

/ Пресс-служба департамента образования и науки Москвы

В чем уникальность олимпиады "От кода к взлету"?

Наталья Петровская: Робототехника - сложная дисциплина. Чтобы создать не просто механизм, а управляемое и программируемое устройство, способное выполнять команды и реагировать на изменения окружающей среды, нужны глубокие знания и много времени. Это затрудняет полноценную оценку юных инженеров в рамках нескольких дней олимпиады. Технических соревнований много. Они проходят по разным регламентам, и во многих заданиях публикуются заранее: ребята приходят с готовыми проектами и защищают их перед экспертами. В нашем случае все задания участники выполняют на площадке, на оборудовании, предоставленном партнерскими компаниями, которые производят реальные коптеры, технические системы и комплексы. Это главное отличие от большинства соревнований.

Школьники должны за ограниченное время разобраться с новым оборудованием, внести конструктивные изменения, обновить электрические схемы, запрограммировать устройства и выполнить конкретную задачу.

Минобрнауки сохранит число вступительных ЕГЭ

Когда на соревнованиях проверяют именно навыки и знания, а не готовые проекты, - это сложнее?

Наталья Петровская: На мой взгляд, сложнее. Когда ты создаешь своего робота за несколько месяцев, ты проявляешь творчество и креативность, отлично знаешь свое устройство и способы управления им. Совсем другое дело - приехать на соревнование и решать задачи здесь и сейчас. Такой формат требует от школьников широкого спектра навыков и глубоких знаний: нужно понимать, что такое робот, как им управлять, какие существуют системы, как решить инженерную задачу, что изменить в существующей системе.

Специалисты с такой подготовкой очень востребованы у работодателей: в России много готовых технических систем, которые нужно программировать, настраивать, готовить к работе и отлаживать.

Еще одна особенность - индивидуальное участие. Навыки командной работы важны, но здесь ребята проявили себя как универсальные инженеры, способные работать и с программированием, и с механикой, и с электроникой. Робототехник, работающий с реальным "железом", должен разбираться во всем - независимо от того, есть у него команда или нет.

/ Пресс-служба департамента образования и науки Москвы

Какие знания требуются ребенку, чтобы проявить себя на Олимпиаде?

Наталья Петровская: Олимпиада "От кода к взлету" практикоориентирована. Одних теоретических знаний по физике, математике или информатике недостаточно, хотя у нас и есть теоретический тур. Важно уметь решать конкретную практическую задачу в изменяющихся условиях, опираясь на знания из разных областей. В обычной школе такие навыки не развиваются, а робототехника позволяет применять знания уже со школьной скамьи - как в будущей профессиональной деятельности.

Олимпиада рассчитана на учеников 9-11-х классов, потому что требует серьезной подготовки по предметным областям и специализированных навыков работы с техникой. Например, в треке по беспилотным летательным аппаратам нужно уметь планировать полет, работать с полетным контроллером, симуляторами, знать виды коптеров и способы перемещения. Это все ребята осваивают самостоятельно, на кружках или через интернет.

Робототехника обычно требует командной работы. Но поскольку мы проводим олимпиаду, мы упрощаем некоторые задачи и создаем условия для их выполнения за три дня. Например, в треке по беспилотникам дроны летали в автономном режиме - без пульта управления. Даже взлететь и зафиксироваться на определенной высоте - уже серьезная задача. Участники должны были запрограммировать БПЛА, написать код и собрать устройство для сброса груза в заданной точке. Для разных возрастов были придуманы сюжеты: поиск заблудившихся туристов в лесу или логистика на складе.

Школьники из шести регионов РФ стали победителями олимпиады по робототехнике

Как готовилась московская сборная?

Наталья Петровская: Мы не готовимся к конкретным соревнованиям. Мы системно развиваем инженерные компетенции, чтобы ребята могли заниматься и беспилотниками, и мобильной робототехникой, и электротехникой. Все мероприятия в Москве - при поддержке Центра педагогического мастерства, Департамента образования и науки столицы, Института развития профессионального образования - направлены на развитие компетенций школьников в этой области.

В этом году в олимпиаде участвуют около 300 москвичей. Это заслуга системы Московского образования, которая не только позволяет проводить такие соревнования, но и создает условия для развития навыков: в школах и центрах допобразования есть современное оборудование, педагоги регулярно проходят курсы повышения квалификации. Поэтому уровень подготовки у нас достаточно высок.

/ Пресс-служба департамента образования и науки Москвы

Получилось ли у столичных школьников применить навыки на практике?

Наталья Петровская: Да. Мы понимаем, какие задачи стоят перед отраслью, и поэтому с ранних этапов ребята осваивают навыки: ориентацию в пространстве, полет, перемещение, обработку видеоизображений и другие. Преподаватели развивают эти компетенции, а задача школьника - применить их для решения задач.

Задания разрабатывали сами производители оборудования с учетом его характеристик. Поэтому важно было не натренироваться под конкретные задачи, а расширить знания и компетенции.

На соревнованиях ребята программировали и запускали роботов прямо на площадке, боролись с реальными условиями окружающей среды. Даже если они приходили со своими ноутбуками, приходилось оперативно перенастраивать и перезапускать все: из-за большого количества датчиков и устройств на площадке возникали помехи и подавление сигналов.

Как сейчас к робототехнике относится молодежь?

Наталья Петровская: Наибольший интерес проявляют ребята, которые начинают заниматься в 5-7-х классах. Однако соревнования по робототехнике доступны уже с начальной школы. Школьник может выбрать задачу и постепенно, с педагогом, осваивать разные направления. Но для активного обучения нужны базовые знания по физике, математике, программированию и алгоритмике - поэтому серьезно погружаться лучше с 7-8-го класса, когда ребята уже могут посещать занятия "Математической вертикали". У нас уже есть отдельные программы, где ребята сами собирают механизмы, работают на 3D-принтере, моделируют платы и многое другое.

/ Пресс-служба департамента образования и науки Москвы

Какие возможности есть у московских школьников для занятий робототехникой? Посоветуйте, с каких соревнований начать школьнику, если он заинтересовался этим предметом.

Наталья Петровская: Нужно идти в центры дополнительного образования или в школы с кружками по робототехнике. Также Центр педагогического мастерства ежегодно проводит набор в сборную: если ребенок проявляет интерес и уже что-то знает, он может пройти отбор и заниматься у нас по всем дисциплинам.

Если мы говорим про соревнования, то начать можно с турнира "РОБОСТЕП". Он проверяет только самые базовые навыки, которые осваивают ребята в начале знакомства с техникой. Там нет первого, второго или третьего места: участники выбирают компетенцию и должны выполнить задачу на 70%, показывая свои знания, и тогда, вне зависимости от результата, получают диплом третьей степени.

Более сложные задачи ждут участников олимпиады ЦПМ, которая оценивает по такой же системе: нужно выполнить задание на определенный уровень, и за это возможно получить диплом. А на Турнире технологических сборных ребята выступают в составе команды, причем разновозрастной: есть младшие ребята, старшие и даже тренеры. Все стремятся туда попасть не ради призов, а ради атмосферы и духа творческого созидания, которое в этих соревнованиях присутствует.

Олимпиада по робототехнике в Руднево
Образование