25.12.2025 03:00
СФО

История водителя, влюбленного в большие машины

История водителя, влюбленного в большие машины
Российская газета - Экономика Сибири: №294 (9833)
Продолжаем знакомить читателей с профессиями нефтепроводной отрасли через личные истории работников компании "Транснефть - Западная Сибирь". Наш сегодняшний герой - водитель красноярского филиала предприятия Александр Тукмаков - недавно выиграл профессиональный конкурс, получив звание "Водитель года грузового автомобиля". Это неудивительно - он уже больше тридцати лет управляет МАЗом. Однажды Александр выбрал романтику больших дорог и перевозку важных для страны грузов - и не жалеет об этом.
По словам Александра Тукмакова, трасса "Красноярск - Омск" открывает бесконечные горизонты / Никита Кудрявцев
Читать на сайте RG.RU

Судьбоносный выбор

Профессиональная судьба Александра Тукмакова сложилась необычно. В юности он стоял перед выбором: кем стать? И тяга к вождению и машинам оказалась сильнее уютной, почти домашней и всегда вкусной жизни повара.

- Когда я пошел служить в армию, там был набор на поваров. Думал, стану поваром, как и советовала мама, но буквально через пару дней стали набирать водителей. Я попал в первую десятку и ушел из поварят. Служил в Грузии, там в итоге и выучился на водителя. С тех пор и катаюсь, с 1989 года, - рассказывает Александр Тукмаков.

Получив права, Александр понял, что сидеть за рулем грузовика ему нравится гораздо больше, чем создавать кулинарные шедевры. В компанию "Транснефть - Западная Сибирь" он пришел работать в 1993 году. До первого полуприцепа ему довелось поработать на малых машинах, таких как ЗИЛ-131 и бортовые МАЗы. Большая рабочая лошадка по-явилась в 2000 году, когда предприятие приобрело первые тягачи. С тех пор он верен большому транспорту. Александр Тукмаков не жалеет, что когда-то предпочел баранку машины поварскому колпаку.

- Здесь весь световой день проходит у меня на глазах, все разглядываешь по пути, мир видишь, людей встречаешь - разных, по-своему интересных. А был бы поваром - и что? Сейчас я езжу по разным городам страны. Захотел - остановился, посмотрел вокруг, полюбовался природой и поехал дальше, - делится опытный водитель.

Романтика дорог

Долгие километры, проведенные за рулем, научили Александра Тукмакова видеть красоту в мелочах повседневной работы. Он радуется смене сезонов, восхищается видами родных пейзажей, путешествует по бескрайним российским регионам. По работе он был и в Новгороде, и в Москве, много поездил по Якутии. Но в основном его рабочий путь пролегает по трассе "Красноярск - Омск". Он смело называет свою профессию романтичной и любит ее именно за это.

- Дорога открывает перед тобой бесконечные горизонты. Каждый рейс несет новые впечатления и встречи. Пусть поездка утомляет физически, но эмоционально обогащает душу. Для меня романтика - это видеть по пути смену сибирской погоды и времен года. Например, из Красноярска выехал - еще осень, а в Омск приехал - уже зима. А когда весной начинается цветение, то не передать словами всей красоты, которую успеваешь замечать за рулем. Или рассветы и закаты - они везде разные. И в окно большой машины это удобно наблюдать. Еще остаюсь один на один с собой. Едешь и думаешь о разном, - размышляет Александр Тукмаков.

Километры, проведенные за рулем, научили Александра Тукмакова видеть красоту в мелочах повседневной работы

Относительно сложности профессии Александр Николаевич говорит спокойно и уверенно. По его словам, трудности преодолимы благодаря поддержке коллег и правильно подобранной технике. Даже если твоя машина застряла в трясине.

- Бывают моменты, когда одному просто не справиться. Например, когда по болотистым местам едешь, так зарюхаешься, что еле вытаскиваешь машину. У меня был такой случай - большегруз засел, и помогли товарищи. Обычно в таких ситуациях где-то лебедку растягивают, где-то экскаватор помогает: подкопает, подтянет. Либо вторая машина вытаскивает, - делится Александр Тукмаков.

Считается, что водитель - это не командная работа, но наш герой убежден, что одному по сложным дорогам ездить нельзя, а в паре и "дышится легче".

- В паре едешь и знаешь, что если ты замерз, то напарник поможет, и наоборот. Здесь команда важна. Когда на дороге сам по себе, то и надеяться не на кого, надо быть ко всему готовым. Надежда вся только на машину, - говорит Александр Тукмаков.

Ответственная миссия

Работу своего подразделения Александр характеризует как необходимую и важную. Он с коллегами доставляет трубы для нефтепроводов, строительные материалы и другие грузы.

Довелось Александру Тукмакову поучаствовать и в строительстве трубопроводной системы "Восточная Сибирь - Тихий океан" (ВСТО), которая проходит от города Тайшет в Иркутской области до нефтеналивного порта Козьмино в заливе Находка. В начале нулевых реализацией масштабного проекта государственного значения в отечественном ТЭК занималось АО "Транснефть - Западная Сибирь" (тогда - ОАО "Трассибнефть").

Строительство ВСТО велось в сложнейших условиях, в том числе в малоосвоенных районах Иркутской области и Якутии. Благодаря ему получила развитие энергетическая инфраструктура Восточной Сибири и Дальнего Востока, ускорилось освоение восточносибирских нефтегазовых месторождений.

Несмотря на большую значимость этой нефтяной трассы для страны, наш герой скромно замечает, что они с коллегами просто выполняли свою работу.

- Мы возили трубу диаметром 1020 миллиметров в Киренск. Глаза боялись - руки делали. Страшновато немного было, потому что край суровый, морозы хорошие стояли. Но мы дружной водительской семьей весело выполняли свою обыденную работу, - вспоминает Александр Тукмаков.

Сильные морозы пугали только сначала, ведь человек ко всему привыкает. В семь утра выгоняли машины - и в путь. Погрузка была в Магистральном, а везти трубы и другие материалы нужно было в Киренск за 250 километров. Александр Николаевич признается, что работа на ВСТО не слишком отличалась от его ежедневной, но было интересно поездить по новым дорогам, поучаствовать в такой масштабной стройке.

- Запомнилось, как с напарником ехал на погрузку по отличной прямой катанной дороге, а навстречу - "Урал". Понял, что не разъедемся с ним, и начал чуть притормаживать. Зацепил бровку, нас потянуло в кювет. Только и успел крикнуть напарнику: "Держись!" Эффект, конечно, был ошеломляющий - снег через кабину разлетелся в стороны. Нас начало валить набок, но собравшийся сугроб остановил машину. Выбрались из кабины, принялись откапывать. Дело было уже к вечеру. Мимо проезжали наши машины, и кто-то из водителей топливо подкидывал, кто-то еду давал. Тогда пришлось ночевать в машине, не бросать же ее. А за бортом - минус шестьдесят. Стоя спали, такой был крен. Но МАЗ выдержал, не подвел. А наутро на помощь пришел наш трал, - делится Александр.

Работник красноярского филиала "Транснефть - Западная Сибирь" Александр Тукмаков недавно выиграл профессиональный конкурс, получив звание "Водитель года грузового автомобиля". / Никита Кудрявцев

Преданность семье и профессии

Семейная жизнь играет особую роль в судьбе любого человека, и Александр Николаевич не исключение. Дома его всегда ждут родные. У старшей дочери уже своя семья, и пару лет назад Александр Тукмаков стал дедушкой. Средняя дочь пока под крылом родителей. А еще у водителя растет сын, сейчас ему четырнадцать лет. Раньше он любил сидеть за рулем отцовского большегруза и представлять, как едет по бескрайним дорогам, но сейчас немного охладел к технике.

- Видимо, не готов пока, а я и не настаиваю. У него должен быть свой путь и свой выбор, - считает Александр Тукмаков.

А сам герой не отказался бы поуправлять большим карьерным транспортом, но все же для него самой прекрасной машиной остается МАЗ.

- Пусть мой МАЗ не столь величественен внешне, но служит верой и правдой долгие годы, обеспечивает стабильность и безопасность каждого рейса, - добавил Александр Тукмаков.

Он признается, что почти не заметил, как пролетели его тридцать с лишним лет в профессии. Когда кажется, что время замедлилось, наступили тягучие, размеренные выходные, то уже снова пора в дорогу.

- Раз - и понедельник, и ты снова за рулем. Время настолько быстро идет! О смене профессии никогда особо не думал. Слишком затянуло, - с улыбкой заключил Александр Тукмаков.

СФО Омская область Новосибирская область Кемеровская область Красноярский край