Земли Киновии были пожалованы Александро‑Невскому монастырю в 1714 году и длительное время использовались преимущественно в хозяйственных целях. Лишь в начале XIX века участок на правом берегу Невы начинает осмысляться как потенциальное пространство уединенного лаврского бытия. В 1820‑е годы здесь появляются архиерейский дом, деревянная церковь Всех Святых и служебные постройки. Именно в этот период формируется предпосылка для создания капитальной застройки, необходимой для устойчивого существования обители.
Ключевым этапом в истории келейных корпусов стали 1840‑е годы. В 1845-1847 годах на средства крупного церковного благотворителя Федора Федоровича Набилкова по проектам архитекторов А. П. Гемилиана и К. И. Брандта были возведены два симметричных двухэтажных каменных корпуса, расположенных по линии Невы. Эти здания не только обеспечили размещение братии и настоятеля, но и сформировали архитектурную рамку ансамбля, подчинив себе панораму берега.
Северный корпус предназначался для митрополичьих покоев и включал домовую церковь во имя Архистратига Михаила и Всех бесплотных сил, освященную в 1847 году. Южный корпус выполнял функции братского, вмещая кельи, общие помещения и хозяйственные зоны. Их архитектурное решение соответствовало традициям "русского стиля" середины XIX века и отличалось сдержанной выразительностью, подчеркивающей сакральную доминанту Троицкого храма.
Сам же храм возник даже после корпусов - в 1849 году. Набилков завещал 30 тысяч рублей на постройку в Киновии каменного пятиглавого трехпрестольного собора во имя Пресвятой Троицы с приделами во имя Всех икон Пресвятой Богородицы и Всех Святых, по образцу собора Киево-Печерской лавры, а в 1855 году епархиальный архитектор Брандт составил генеральный план Киновии и проект нового каменного храма. 20 января 1856 года Духовный собор лавры постановил упразднить ветхую деревянную церковь во имя Всех Святых с целью освободить место в центре Киновии для постройки каменного храма.
В течение второй половины XIX века келейные корпуса были пространственным и смысловым ядром повседневной жизни Киновии. Они связывали храм, кладбище и хозяйственную территорию в единое целое.
После 1917 года келейные корпуса первыми утратили свое назначение. Уже в 1920‑е годы они были конфискованы и приспособлены под жилые и хозяйственные функции. Внутренние пространства подверглись радикальной перепланировке, домовая церковь была уничтожена. Однако, несмотря на утраты, корпуса сохранили основные объемы, планировочную логику и значительную часть подлинных фасадов.
В советский период именно келейные корпуса дольше всего оставались визуально читаемой частью ансамбля на набережной, тогда как храм переживал наиболее тяжелые утраты. Их сохранность во многом позволила в дальнейшем говорить о возможности восстановления всего ансамбля как единого целого.
Сегодня, годы после воссоздания храмового комплекса Киновии, Фонд содействия восстановлению объектов истории и культуры приступил к следующему важнейшему этапу - реставрации келейных корпусов. В настоящее время ведутся противоаварийные работы, направленные на стабилизацию конструкций и предотвращение дальнейших разрушений, в разработке находится проект ремонта и реставрации - планируется восстановление исторических фасадов, сохранение подлинных архитектурных деталей и бережная адаптация интерьеров.
Функциональное приспособление корпусов под гостиницы для паломников и апартаменты логично продолжает историческую традицию Киновии как пространства временного проживания при обители. Это решение позволяет обеспечить устойчивую модель содержания памятников и вернуть зданиям исторический облик, а вместе с ним - жизнь и защиту от запустения.
Реставрация келейных корпусов становится завершающим этапом в восстановлении ансамбля Киновии Александро‑Невской лавры. Именно они вновь соединяют храм с городом и возвращают этому уникальному комплексу его историческое, архитектурное и духовное значение.