Когда держишь в руках это фантазийное творение, которое привлекает тонким звуком, бросаются в глаза ее овальные формы без острых выступов и углов, короткие ножки и ушки.
О том, почему важно сохранять эту уникальную традицию и как сделать так, чтобы свистулька запела, народный мастер из Кричева Вячеслав Яковенко, который отдал любимому ремеслу почти полвека, поведал БЕЛТА накануне зимних торжеств.
Кстати, недавно, сообщает агентство, его наградили нагрудным знаком Министерства культуры. Есть среди его наград и российский орден Почета за возрождение Поднепровской глиняной свистульки.
Кстати, глина в руках профессионала рождает удивительные образы и сказочные характеры благодаря уникальной технологии. Как правило, его предшественники тоже использовали чистую, задымленную и обварную глину в специальном растворе. А еще для особой красоты могли использовать и глазурь, поясняет Яковенко.
По его словам, "поднепровская игрушка может имитировать и голоса животных. Такие свистульки могут кукарекать, мяукать и гавкать, петь соловьем и голосами других птиц". И обычно в таких случаях мастер любит шутить, что "не научился только мекать и бекать".
Свое увлечение лепкой из глины он приобрел еще в детстве, когда жил с родительской родней. На одном из торгов бабушка купила Вячеславу Яковенко свистульку-петушка, там же он впервые встретил кричевского конька - свистульку, характерную только для этой местности. Вячеслав вспоминает, что с этих лет он и пристрастился лепить рыцарей и солдатиков, самолеты и танки, и даже замки.
А основательно и бесповоротно эта мелкозернистая порода вошла в его жизнь после того, как он начал работать в детской художественной школе. Он успел застать и последнего местного гончара, настоящего носителя традиции - Семена Мозолькова.
Будучи историком по образованию, Яковенко постепенно углубился в историографию, изучил специальную литературу и музейные экспонаты. А в 80-е годы на раскопках на Замковой горе в Кричеве археолог Андрей Метельский нашел кричевскую свистульку. Особенность той игрушки была в ее форме - она имела голову лошади и туловище утки, а датировалась находка XVII веком, рассказывает мастер.
"Специфика создания поднепровской "цацкі" в том, что она делается из целого куска глины пластическим способом, вручную - так делали в старину, так делаем и мы", - делится он секретами ремесла.
В текущем столетии свистульки народного мастера разлетелись по всему свету. Он и его супруга, тоже народный мастер Любовь Ященко, объехали со своими работами не один десяток стран. И везде встречали большой интерес. "И могу с уверенностью говорить, что наша традиционная забава есть на всех континентах: игрушки покупали жители Австралии, Америки и Африки, Европы и Азии. Наша свистулька есть даже на полярной станции в Антарктиде", - с гордостью уточняет мастер, вспоминая о встрече и с белорусским полярником, который отправлялся на шестой континент.
Он и сейчас продолжает учить своему ремеслу детей - руководит студией декоративно-прикладного творчества "Свистулька" при Кричевском районном центре культуры. Мастер уверен: терять связь со своими корнями, забывать свои традиции нельзя. "Все наше народное богатство следует сохранять, передавать из поколения в поколение, чтобы люди гордились традициями, культурой и историей", - подытожил патриот национальной культуры.