Количество ДТП и число погибших в них людей в России продолжает снижаться. Эти позитивные изменения - результат комплексной работы в рамках национального проекта "Инфраструктура для жизни". Какие конкретные меры реализованы в первый год его действия и как они повлияли на статистику аварийности? Какие технологии и подходы сработали? Удастся ли удержать эту тенденцию для достижения амбициозной цели: двукратного сокращения смертности к 2036 году? Разбираемся вместе.
Что за год сделано?
В 2025 году началась реализация нового национального проекта "Инфраструктура для жизни". Указом Президента РФ от 7 мая 2024 года № 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года" поставлена задача - снизить смертность в результате ДТП в 1,5 раза к 2030 году и в два раза - к 2036 году, если сравнивать с 2023 годом. Ключевое - добиться снижения аварийности и смертности на дорогах, обеспечив условия для комфортной и безопасной среды для жизни людей. В 2023 году на дорогах погибли 14 504 человека. Транспортный риск составил 2,36 погибшего на 10 тысяч транспортных средств. По расчетным показателям к 2030 году транспортный риск не должен превышать 1,57. А именно не выше 9,7 тысячи погибших человек.
В мировой практике для объективной оценки состояния аварийности на автомобильных дорогах используется именно показатель транспортных рисков. В отличие от социальных, он ориентирован на уровень мобильности населения, спрос на пользование автомобильными дорогами, транспортными услугами и выражен в отношении количества погибших в ДТП к совокупному пробегу или суммарному количеству автомобильного парка.
Но достижение такого снижения риска - очень непростая задача. Это можно сделать только совместными усилиями. Поэтому и работают над ней не только МВД России, но и такие ведомства, как Минтранс, Минпросвещения, МЧС, Минздрав, Минпромторг и Росавтодор. Ведь дорожная безопасность - это дороги, дорожная инфраструктура, которая включает в себя не только дорожное полотно, но и отбойники, разметку, знаки, места стоянок транспорта и отдыха водителей. Это непосредственно транспорт, а также подготовка водителей, повышение их квалификации. Это быстрое реагирование на дорожно-транспортные происшествия со спасением пострадавших в них. Это оперативная доставка потерпевших в медицинские учреждения, бывает, что и с помощью вертолетов. Но это еще и контроль за соблюдением правил дорожного движения всеми его участниками. На МВД возложена задача общего управления федеральным проектом "Безопасность дорожного движения" национального проекта "Инфраструктура для жизни".
Как рассказал заместитель председателя Правительства Российской Федерации Марат Хуснуллин, в рамках нацпроекта "Инфраструктура для жизни" введено в эксплуатацию 68 объектов. Это 38 участков дорог общей протяженностью 207 км и 30 искусственных сооружений протяженностью более 3 тысяч погонных метров. Всего до конца года будет построено и реконструировано более 140 объектов - 340 км дорог и 5 тысяч погонных метров искусственных сооружений.
На период до 2030 года и на перспективу до 2036 года в нормативном состоянии должно быть не менее 85% федеральных трасс и дорог крупнейших городских агломераций, а также дорог в составе опорной сети. Аналогичный показатель по региональной сети должен быть не менее 60%.
Спасти жизни
Большое значение в рамках проекта уделяется укреплению материально-технической базы подразделений Госавтоинспекции. В территориальные органы МВД России поставлены и введены в эксплуатацию 530 бортовых аппаратно-программных комплексов, установленных на патрульные автомобили дорожно-патрульной службы, с функцией распознавания государственных регистрационных знаков, 1641 прибор контроля эксплуатационного состояния автомобильных дорог. Нужно ведь замерять световозвращаемость всего того, что на дороге должно ее иметь, а также оценивать соответствие нормативным требованиям других элементов дорожной инфраструктуры. Так как нормативные требования - это не только ровность дорожного полотна, отсутствие ям. Это инфраструктура. А именно отбойники, разделение потоков, как встречных направлений, так и отделение пешеходов от проезжей части. Это тротуары, переходы. Это освещение, места для отдыха водителей, видимость разметки и знаков…
Кроме того, в обязанность сотрудников Госавтоинспекции входит и оказание первой помощи на дорогах. В рамках проекта дорожно-патрульная служба была оснащена медицинскими укладками для этого. Таких укладок в этом году было поставлено свыше 4,7 тыс. Это не простая автомобильная аптечка, а серьезный набор средств оказания первой помощи, предназначенный для поддержания жизнедеятельности пострадавшего в ДТП до того, как он будет доставлен в медицинское учреждение. Словом, то, что поможет сохранить человеку жизнь, особенно в ситуациях, когда счет идет на минуты.
Не последнее дело в сохранении жизней на дорогах - это пропаганда безопасного поведения. В целях привлечения внимания населения к основным факторам риска попадания в ДТП проведены социальные кампании в местах массового пребывания граждан. Организаторы активно общались с населением, раздавали световозвращающие элементы, поясняли, как себя вести в той или иной ситуации, а также как обезопасить себя на дороге.
Не только наказания, но и просвещение
Продолжилась реализация мероприятий по разъяснению законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения с использованием средств массовой информации и возможностей социальной рекламы региональными подразделениями Госавтоинспекции. Созданы социальные ролики, которые размещаются на телевидении, а также в соцсетях, программы на радиостанциях и телеканалах.
Социальные кампании проводятся не только для водителей, но и для всех остальных участников дорожного движения. В том числе для пешеходов и детей. Они проводятся даже в родильных домах. Молодым родителям не только объясняют, что ребенка надо везти домой в автолюльке, но даже дарят такие устройства.
Кроме того, в рамках федерального проекта обеспечена организационная и методическая поддержка отрядов юных инспекторов движения. Кстати, ЮИД в 2023 году отпраздновал полувековой юбилей. На сегодняшний день в него входят свыше 521 тысячи детей. Они выходят в патрули вместе с сотрудниками Госавтоинспекции, участвуют в создании и реализации социальных проектов, работают со взрослыми и сверстниками, объясняя, почему необходимо строго соблюдать ПДД. Развитием ЮИД Госавтоинспекция занимается как раз совместно с Минпросвещения России. Примеры такого взаимодействия - реально работающие инструменты. Создаются условия для распространения лучших практик обучения детей навыкам безопасного поведения на дороге. Ведется системная работа с родителями по обеспечению безопасности детей при перевозках в автомобилях. За Минпросвещения также закреплена задача проведения региональных профильных смен по безопасности дорожного движения и других мероприятий, направленных на привитие детям навыков безопасного участия в дорожном движении.
Каков итог
По итогам 11 месяцев 2025 года на территории Российской Федерации по сравнению с аналогичным периодом прошлого года зафиксировано снижение основных показателей аварийности: количества ДТП на 2,9% (117 177 происшествий), числа погибших в них на 3,8% (12 636 человек) и раненых на 3,5% (144 980 человек).
Напомним, что Президентом России утверждена Стратегия повышения безопасности дорожного движения на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года. В ней определены цели, задачи и направления государственной политики в этой области на ближайшие 11 лет. Это не первый подобный документ. Но ранее стратегия утверждалась правительством. Теперь - Президентом. Что повышает ее политический и правовой статус, а также позволит распространить ее действие на все уровни власти. Тем более что она отнесена к документам в сфере обеспечения национальной безопасности государства. И впервые распространяет планирование на долгосрочный период.
Стратегия разработана МВД России с учетом детального анализа состояния безопасности дорожного движения, прогнозов социально-экономического развития страны, лучших отечественных и зарубежных практик, а также мнений заинтересованных органов власти, экспертов и общественности.
Новая Стратегия основана на "проактивном и риск-ориентированном подходах". Это означает, что в первую очередь усилия будут направлены на предупреждение происшествий и выявление потенциальных угроз, а не только на ликвидацию последствий уже произошедших ДТП.
В рамках этого документа предстоит решить пять основных задач. Это повышение эффективности управления в сфере безопасности, повышение безопасности участников дорожного движения, транспортных средств и услуг в сфере транспорта, дорожной инфраструктуры, эффективности реагирования на дорожно-транспортные происшествия.
Что же касается дорог, то в первую очередь необходимо создание так называемой прощающей инфраструктуры, которая будет максимально предотвращать ошибки человека и минимизировать их последствия, что возможно за счет разделения транспортных потоков с использованием современных материалов и технологий. Будет реализован комплекс мер по созданию комфортных и безопасных инфраструктурных условий для передвижения пешеходов, велосипедистов и пользователей СИМ.
Первый год реализации национального проекта "Инфраструктура для жизни" и новая президентская Стратегия повышения безопасности дорожного движения демонстрируют принципиально иной, системный подход к одной из самых острых социальных проблем. Уже сейчас благодаря комплексным усилиям - от строительства инфраструктуры и масштабного технического переоснащения Госавтоинспекции до адресной социальной работы с водителями, пешеходами и детьми - формируется новая экосистема обеспечения безопасности дорожного движения, направленная на сохранение жизней. Безопасность на дорогах перестала быть только задачей полиции, это общенациональная миссия, объединившая власть, общество и бизнес. Достижение цели - спасти тысячи жизней к 2030 и 2036 годам - зависит от неослабевающей концентрации на предупреждении рисков и от слаженной работы всех ведомств на этом долгом, но единственно верном пути.
Материал создан в рамках реализации федерального проекта "Безопасность дорожного движения" национального проекта "Инфраструктура для жизни".